Невербальные компоненты общения — раскрываем суть

Мы составная часть общества. Ежедневно люди во всех странах взаимодействуют друг с другом с помощью языкового общения и средств знаковой (невербальной) коммуникации. Это явление происходит в социуме с целью достижения разных намерений.


Наладить общение помогают невербальные компоненты коммуникации. Данное понятие характеризуется отсутствием речевых средств и использованием тела человека как инструмента коммуникационного взаимодействия.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 441
Источник: https://yourspeech.ru/gesticulation/nonverbal/neverbalnaya-kommunikaciya.html

Понятие невербального общения

Существуют две проблемы понимания невербального общения:

  • во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознаётся обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимание этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому когда речь идёт о невербальной коммуникации, некоторые специалисты считают допустимым использовать другое понятие — «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определённую информацию, независимо от того, осознаётся это индивидом или нет;
  • во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнёре, осуществления влияния на другого человека». Тогда понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».
Блок: 2/9 | Кол-во символов: 1393
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Одежда


Читая любое художественное произведение, мы обязательно находим у авторов описание того, как одет был герой. Зачем? Кажется, к замыслу автора и художественной задаче, которую он решает, все это не имеет отношения! Дело в том, что манера одеваться, стиль, сочетание деталей одежды — огромная информация о личности человека. Иногда достаточно описать только одеяние героя, и больше ничего не нужно о нем говорить. Так, Чехов в пьесе «Три сестры», говоря о Наталье, будто вскользь замечает: «На ней было розовое платье с зеленым поясом». Это свидетельство ее безвкусия, нетонкости; тот, кто умеет заметить этот намек автора, поймет его отношение к героине и сформирует свое. Тургенев не любил лиловый цвет, и если его герой носит что-нибудь лиловое, значит, автор соответственно относился к этому герою. Вспомним, как в «Герое нашего времени» Лермонтов описывает Грушницкого, драпировавшегося в толстую солдатскую шинель, ожидая, пока его не произведут в офицерский чин. Эта одежда придавала ему романтический ореол страдальца. Облаченный в новый мундир, он выглядит так: «Он явился ко мне в полном сиянии армейского пехотного мундира. Эполеты неимоверной величины были загнуты кверху в виде крылышек амура; черный огромный платок, навернутый на высочайший подгалстушник, которого щетина поддерживала его подбородок, высовывался на полвершка из-за воротника; ему показалось мало; он вытащил его кверху до ушей». Всю мелкую суть этого человека, все его пустое тщеславие отразило это описание. А вот пример из жизни. Университет штата Мичиган объявил конкурс на хорошо оплачиваемую летнюю работу. Каждому из претендентов была вручена анкета, которая заполняется при приеме на работу. Кроме того, каждому предложили описать самого себя. Автопортрет не оказывал никакого влияния на шанс получить работу, но студентов попросили честно ответить на вопросы об их личности. Претендентов усаживали во главе длинного стола в пустом помещении, и они начинали заполнять анкету. Примерно через 10 минут в комнату входил еще один человек, который молча садился за противоположный край стола, выдавая себя за желающего получить работу. Эти подставные лица, подготовленные руководителем эксперимента, представляли собой два разных типа. Первый был «господин чистюля» — в сшитом на заказ костюме, блестяще начищенных ботинках, с кожаным дипломатом в руке. Второй «подсадной уткой», с которой сталкивался претендент на рабочее место, был «господин грязнуля» — в мятой рубашке, протертых брюках и с двухдневной щетиной на лице. Результат: «чистюля» вызывал характерное снижение чувства самооценки. В его присутствии претенденты чувствовали себя неопрятными, глуповатыми, неуверенными. Совсем иначе было с «господином грязнулей». В его присутствии самооценка повышалась: претенденты начинали ощущать себя статными, более оптимистичными, у них появлялось больше уверенности в себе.

То есть наша одежда — не только информация о нашей личности, она есть средство воздействия на окружающих, с помощью которого мы можем быть восприняты как успешные личности или нет, уверенные или неуверенные, толковые или глуповатые, инициативные или исполнительные, «свои» или «чужаки».

Женщина хотела получить работу. И хотя ей советовали надеть платье, когда пойдет на собеседование, она обиделась и пошла в брючном костюме. Собеседование оказалось неудачным для нее, и на работу ее не взяли. Конечно, никто ей не сказал, что именно брюки, ее внешний вид — причина отказа. Но именно так и было.

Нужно тщательно выбирать одежду, особенно тогда, когда от встречи зависит что-то важное в вашей жизни, когда исполнятся или нет ваши надежды (прием на работу, встреча с родителями жениха и невесты и др.). И не надо в этих случаях действовать по принципу: «Я всегда так выгляжу. И теперь не стану меняться. Пусть это кому-то не нравится — это их проблемы». Такие рассуждения вряд ли помогут. Возможно, некоторое время вы будете чувствовать себя комфортно, но потом возникнет ситуация, которая станет проигрышной для вас. Конечно, есть люди, для которых стиль одежды имеет огромное значение и с практической точки зрения, и как символ независимости. Если сохранение индивидуальности так важно для вас, не стремитесь туда, где существует кодекс одежды.

И еще одно замечание относительно одежды. В последнее время часто мелькает фраза: «Он (она) сменил(а) свой имидж». Меняя стиль одежды, человек как бы говорит окружающим о том, что что-то изменилось и в нем самом. Личностные изменения всегда отражаются во внешнем облике, в манере одеваться. И наоборот, если вы хотите что- то изменить в себе, меняйте стиль одежды. Психотерапевты используют этот прием при работе с людьми, которые длительное время не могут выйти из депрессии. Начните с внешних изменений, и они приведут к внутренним: изменится восприятие самого себя, самооценка. Перефразируя известное высказывание, можно утверждать: «Покажи мне свой гардероб, и я скажу тебе, кто ты и как ты себя оцениваешь». Одежда — один из важнейших сигналов, которые человек посылает окружающим о себе.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 5055
Источник: https://bstudy.net/733168/pedagogika/neverbalnye_komponenty_obscheniya

Происхождение невербальных способов общения

С этой проблемой связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор ещё нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:

  • биологическая эволюция;
  • культура.
Блок: 3/9 | Кол-во символов: 276
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Невербальная коммуникация и ее средства


Невербальные средства коммуникации классифицируются в зависимости от использования разных каналов: слухового, зрительного, вкусового, обонятельного и тактильного чувства. Типология делит их на основные типы невербальной коммуникации, для которых характерны свои средства.

Акустическая система невербального поведения.

Для акустической системы невербального общения природа предусмотрела использование слуха оппонента и восприятие им звуковых колебаний. При этом речевой компонент общения не используется. Акустическая система включает в себя следующие виды общения:

  • Паузы. Пауза – составляющая часть речи. Невербальная коммуникация использует ее для улучшения понимания речевой смысловой нагрузки, подчеркивая аспекты сказанного ранее. Во время беседы важно уметь пользоваться кратковременным молчанием, что позволит акцентировать внимание на высказывании и дать право выговориться оппоненту.
  • Вздох. Смех. Плач. Кашель. Используются данные средства для выражения состояний и эмоций. Например: волнения, радости, обиды или сомнения.

Оптическая система невербального поведения

Кинесика – оптический канал восприятия. Общение происходит за счет зрительного контакта собеседников и передачи информации через органы зрения. Внутреннее состояние человека описывают жесты, поза и мимика. Типология оптической системы:

  • Мимика. Мимикой называется комплексное движение лицевых мышц. Это происходит естественно под влиянием эмоционального состояния человека, но иногда может усиливаться специально для придания словам драматичности.
  • Жесты. Это проявления состояния человека, демонстрирующие интенсивность переживаний. При эмоциональном перевозбуждении увеличивается количество разных непроизвольных движений рук и ног. Жесты делятся на самопроизвольные и искусственные. Первые выражают эмоции. Искусственные жесты иногда называют профессиональными, поскольку ими владеют люди разных специфических специальностей. Например: движение кисти дирижера, «язык глухонемых», жесты моряков.
  • Поза. Презентация позиции тела характеризует состояние психики человека. Голова, тело и конечности одновременно подчинены скоординированным движениям. Причем человек принимает позу надолго, изредка корректируя ее. Люди, находящиеся в смятении, смущении или обиде, принимают закрытую позу. Подсознательно она помогает человеку защититься и скрыться от факторов, вызывающих отрицательные чувства. Открытая поза возникает у человека с оптимистичным настроем и бодрым настроением.
  • Походка. Походкой называется привычный стиль и способ ходьбы. Зажатость или, наоборот, открытость сильно меняет походку. Уверенная энергичная походка указывает на человека с адекватной самооценкой. А зажато ковыляющий прохожий наверняка окажется закомплексованным и неуверенным в себе.

  • Зрительный контакт. Во время разговора между людьми поддерживается контакт глазами. Таким образом, умение устанавливать зрительный контакт – главный навык, необходимый для разных ситуаций общественной жизни. Глаза дают человеку получать знания сразу из 5 источников:
  1. Изменение формы глаз из-за сокращения мышц. Определение изменений внешнего вида глаза, его строения, формы и выражения лица, создающего представление о человеке.
  2. Направление взгляда. Люди отводят взгляд в сторону, когда испытывают некоторые эмоции. Например: взгляд направлен вниз из-за обиды, огорчения или стыда.
  3. Моргание. Этот процесс становится интенсивнее при напряжении и чрезмерном переживании. Невербальная коммуникация позволяет это заметить.
  4. Размер зрачков. При возбуждении зрачки расширяются. Происходит это независимо от желания и воли человека. Сужение и расширение зрачков регулируется вегетативной нервной системой человека.
  5. Слезы. Иногда их также относят к функции вегетативной нервной системы. Однако у некоторых людей есть навык искусственного вызывания слез.
  • Физиогномика. Физиогномикой называется метод определения типа личности человека, состояния его физического, психического здоровья и душевных качеств. Идентификация происходит благодаря анализу черт, понятию особенностей внешности и выражения лица. До сих пор доподлинно не известна природа появления физиогномики, но ученые со всего света доказывают или опровергают зависимость характера человека от типа его лица. Физиогномика включает в себя следующие формы:
  • Этнологическая. Взаимосвязь внешности человека со временем года и окружающей средой.
  • Геометрическая. Основные типажи лица делятся на 5 типов и 15 классов. Каждому из них присущи особенности характера.
  • Мимическая. Физиогномическим признаком являются внешние выражения чувств. Жесты и мимика указывают на соответствующий тип личности.
  • Астрологическая. Предписывает связь между чертами лица и небесными светилами.

Тактильно-кинетическая система невербального поведения

Такесикой называется коммуникативное общение посредством осязательных ощущений.

  • Рукопожатие. Пожатие людьми рук друг друга – своеобразный жест, применяемый в момент приветствия или прощания. Рукопожатие выражает доброжелательность и открытость человека к дальнейшему общению. Отказ от пожимания руки расценивается признаком неприязни и агрессии.
  • Поцелуй. Это понятие охватывает семью и общество в целом. Поцелуй выражает искреннее чувство любви и приязни между людьми. Он возникает между влюбленными. Такой поцелуй называется романтическим, он нежен и трепетен, а иногда страстен. Поцелуй между приятелями, друзьями или родственниками выражает симпатию и дружелюбность.
  • Поглаживание. Поглаживания доставляют человеку приятные ощущения. Поэтому люди, дарящие поглаживания близким, выражают таким образом любовь и заботу.
  • Похлопывание. Это жест, демонстрирующий одобрение или поддержку.

Ольфакторная система невербального поведения

Ольфакторная система базируется на человеческом обонянии. Анализу подвергаются все окружающие запахи.

К ольфакторной системе относятся:

  • Запах тела. Определение запаха служит индикатором образа индивида. Об этом позаботилась сама природа. Понятие о человеке складывается исходя из особенностей запаха его тела. Благодаря природному обонянию людям удается жить социальной жизнью гораздо проще.
  • Запах парфюмерии или косметики. Этот аспект касается исключительно женского пола. По выбранному аромату появляется понятие о вкусе, настроении и даже материальном достатке женщины.
Блок: 3/4 | Кол-во символов: 6252
Источник: https://yourspeech.ru/gesticulation/nonverbal/neverbalnaya-kommunikaciya.html

Невербальная коммуникация и ее функции

Люди, беседуя друг с другом, утоляют свои потребности или достигают поставленных целей. Главная цель общения – коммуникативное взаимодействие человека с другим человеком. Для этого используются знаковые и языковые способы передачи и получения информации.

Функции невербального общения:

  • Дополнение речевой коммуникации. Илья Наумович Горелов, российский филолог и психолингвист, утверждал, что знаковые средства общения тесно взаимосвязаны с речевой составляющей. Для составления полного впечатления о состоянии собеседника учитываются несловесные проявления общения. Поэтому общение с человеком исключительно посредством писем или других письменных носителей, не дает достоверно понять эмоции и чувства собеседника. Специфика невербальной коммуникации, в отличие от речевой, заключается в использование тактильных, слуховых, зрительных и обонятельных каналов получения информации.
  • Регуляция межличностных отношений. Данная функция относится как к вербальному общению, так и к невербальному.
  • Презентация эмоциональных состояний. Словом трудно выразить спектр возможных состояний и эмоций. Особенности невербальной коммуникации: жестикуляция, мимика или жесты. Благодаря этому возникает понимание себя и окружающих.
  • Обмен ритуалами. Специфика невербального общения заключается в перенимании национальных особенностей одних народов другими. Благодаря этому развивается терпимость и толерантность в современных странах между различными культурами. Отличительная национальная черта, особенность или жесты удачно воспринимается другими людьми, выросшими и живущими в разных странах.

Специфика невербальной коммуникации дополняет устную речь. Благодаря синтезу речевой и знаковой коммуникации возникает цельная картина эмоционального состояния человека, что нужно для адекватного восприятия действительности.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1842
Источник: https://yourspeech.ru/gesticulation/nonverbal/neverbalnaya-kommunikaciya.html

Невербальный компонент и его структура


Уровни анализа невербального общения

Типы и виды коммуникаций Области научного знания и группы Приемы и средства
1. Фонационные средства

а) экстралингвистика (внеречевая система)

б) паралингвистика (околоречевая система)

в) просодия

2. Оптико-кинетические

средства

а) выразительные движения

б) физиогномика

в) окулесика или окуломантия

4. Тактильные средства

(обоняние, осязание, слух

и вкус)

а) гаптика или такесика

б) сенсорика

в) аускультация

г) одорика (ольфакция)

  • прикосновения
  • чувственное восприятие человека другой культуры
  • слуховое восприятие звуков и аудиальное

    поведение
  • запахи парфюма, табака, еды…
5. Пространственно–временные средства

а) проксемика

б) хронемика

Факторы, влияющие на невербальные знаки

  • национально-культурные особенности;
  • состояние здоровья;
  • профессиональный этикет;
  • социальный статус;
  • принадлежность к определённой возрастной группе.
Блок: 5/9 | Кол-во символов: 933
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Кол-во блоков: 12 | Общее кол-во символов: 16950
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5: использовано 3 блоков из 9, кол-во символов 2602 (15%)
  2. https://yourspeech.ru/gesticulation/nonverbal/neverbalnaya-kommunikaciya.html: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 9293 (55%)
  3. https://bstudy.net/733168/pedagogika/neverbalnye_komponenty_obscheniya: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 5055 (30%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий