Социальная адаптация личности — выкладываем все нюансы

Развитие личности возможно только в обществе. Без общения индивид не может приобрести необходимые навыки самореализации. Процесс вхождения человека в общество в психологии называется адаптацией. Социально-психологическая адаптация — сложный инструмент, который помогает личности быть полноценной частью общества. От него зависит положение индивида в группе, отношение к нему других людей.


Блок: 1/8 | Кол-во символов: 389
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialno-adaptatsiya.html

Механизм социальной адаптации

Механизм социальной адаптации сложный, длительный. Индивид находится под действием мощных внешних факторов, на него давит общественное мнение, его могут осудить за вызывающее поведение или нарушение правового уклада общества.

Изучать соц адаптацию – это значит исследовать активность и самостоятельность человека как важный элемент принятия решений, знакомиться с особенностями его деятельности и отношения к труду, диагностировать уровень ответственности и умение предвидеть последствия своих действий.

Признаками успешного завершения этапов данного процесса являются:

  • В основе характера человека лежит самокритичность;
  • Требовательное отношение к себе и окружающим;
  • Серьезное отношение к работе, качественное выполнение своих должностных обязанностей;
  • Объективное оценивание результатов своего труда;
  • Развитая рефлексия и склонность к самоанализу своих достижений и неудач.

Внимание! На начальном этапе приспособления к жизни в социуме человек стремится преобразовать социальную действительность и имеющиеся условия, а в конечном итоге преобразует свои установки и ценности.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 1107
Источник: https://srazu.pro/socializacia/socialnaya-adaptaciya-v-psixologii.html

Понятие и задачи


Человек с рождения вовлечен в социальное взаимодействие. Вначале его окружают только члены семьи, формирующие у новорожденного первичное представление о нормах и способах общения, ролевых моделях. Субъективный опыт становится частью личности. К моменту выхода и активного взаимодействия с социумом ребенок уже обладает сложившимися навыками и сценариями поведения. Сталкиваясь с обществом, ребенок перенимает принятые ценности и нормы поведения, но привносит свои установки, преобразуя сложившийся уклад.

Процесс взаимного обмена и формирования установок между человеком и обществом длится всю жизнь. При успешном привыкании личность становится самодостаточной социальной единицей.

Блок: 2/8 | Кол-во символов: 699
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialno-adaptatsiya.html

Какие функции выполняет этот процесс

Адаптация в обществе выполняет следующие значимые для человека функции:

  • Обогащает его новыми рабочими знаниями;
  • Стимулирует проявление активной жизненной позиции во благо страны;
  • Учит мириться с противоречиями внутри себя;
  • Учит правильно реагировать на противоречия между собственными ценностными установками и требованиями общества;
  • Дает чувство безопасности в трудовом коллективе;
  • Позволяет работать в той сфере, которая привлекает человека;
  • Позволяет обеспечивать себя и свою семью;
  • Помогает обрести гармонию.
Блок: 3/8 | Кол-во символов: 550
Источник: https://srazu.pro/socializacia/socialnaya-adaptaciya-v-psixologii.html

История открытия и изучения


Социально-психологическая адаптация — процесс, который проходят все, независимо от места проживания. Он выступает средством защиты личности, снижающем внутреннее психологическое напряжение, которое возникает при контактах с другими людьми. Освоение механизмов защиты, как правило, происходит после травмирующего столкновения с обществом. Защитная реакция формируется в детском возрасте, по мере взросления виды защиты совершенствуются и меняются.

Если человек полностью овладел методиками защиты и научился выбирать оптимальный стиль поведения в сложной ситуации, его адаптационный потенциал повышается. Это приводит к успешному социально-психологическому взаимодействию.

Если механизмы защиты примитивны, человек использует их неосознанно, его способность к адаптации снижается. Примитивные стратегии поведения избавляют от ощущения дискомфорта, но лишают возможности оценивать ситуацию адекватно. Человек не может занять место в группе, чувствует себя чужим.

Исследованием психологического феномена адаптации и механизмов защиты занимались представители разных школ. Структуру психологической защиты разработали психоаналитики. Под защитным механизмом Фрейд подразумевал совокупность приемов, которые ограждают психику от травм, неизбежных при столкновении с реальностью. К таким способам он относил:

  • отрицание;
  • вытеснение;
  • замещение;
  • изоляцию;
  • проекцию;
  • рационализацию;
  • инверсию;
  • регрессию.

Представители гештальтпсихологии и гуманистической психологии создали альтернативные классификации методов защиты. Они отличались названиями, но описывали одни и те же наборы функций психики.

Механизмы социально-психологической адаптации, основанные на механизмах защиты, приводят личность к состоянию эмоционального комфорта. Человек чувствует себя спокойно, открыто выражает свои чувства, оптимистично настроен. Если защитные механизмы выбраны неправильно, их использование вызывает психологический дискомфорт. Человек испытывает тревогу, страх, беспокойство, подавленность. Это состояние нарушает нормальную деятельность, мешая адекватно реагировать на окружающую действительность.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 2107
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialno-adaptatsiya.html

Понятие и определение в психологии

Психологическое определение адаптивности связано с физиологическими и психическими свойствами организма. В социологии адаптация – это разновидность активности личности, целью которой является обретение комфортного самочувствия в социуме. Этого состояния человек достигает за счет аналитических способностей, адекватной оценки своих умений и потенциала, развитых навыков самоконтроля.

Социально адаптированная личность – это человек, способный принимать обдуманные решения, предвидеть развитие той или иной ситуации.

Адаптированный человек

Социально адаптированный человек это тот, кто успешно решает задачи взаимодействия на 3 уровнях: физиологическом, психологическом, социальном.

Психологи считают, что социальная адаптация – это такой процесс жизни человека в обществе, при котором он хорошо себя чувствует, не испытывает дискомфорта при незначительном изменении обстоятельств, его психика не дает сбоев при воздействии на нее негативных внешних факторов.

Дополнительная информация. Соц адаптация не может существовать отдельно от социализации. Эти два процесса взаимообусловлены и взаимодополняемы.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1139
Источник: https://srazu.pro/socializacia/socialnaya-adaptaciya-v-psixologii.html

Классификация


В процессе социализации человек использует один из двух видов адаптации: прогрессивную или регрессивную. В первом случае личность успешно занимает место в коллективе, во втором — адаптация становится формальной, неполной.

Если встраивание в общество идет по регрессивному пути, личность не принимает социальные нормы и требования общества. Индивид может выполнять их, но делает это вынужденно. Противоречие, неизбежно возникающее в такой ситуации, вызывает сильное напряжение. Если индивид не имеет возможности изменять требования общества, напряжение провоцирует развитие психологических расстройств. Это приводит к невозможности реализовать свой потенциал.

Полноценной социализации личность может достичь только при прогрессивном варианте адаптации. Человек принимает нормы группы, соглашается с ними и реализует себя в обучении, труде, творчестве и других сферах.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 881
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialno-adaptatsiya.html

Признаки социальной дезадаптации

Внимание! Несмотря на комплексную работу институтов социализации, не всегда социальная адаптированность является закономерным результатом процесса взросления.  Иногда ребенок, став взрослым, с точки зрения педагогики, остается социально неадаптированным.

Признаками неуспешного прохождения программы социализации и адаптации являются:

  • Человек обладает слабыми знаниями законов функционирования рынка и социально-экономической сферы;
  • Индивид не может определиться с выбором профессии, долго оставаясь безработным, несмотря на наличие профессионального образования;
  • Человек встает на противозаконный путь, выступает в качестве лица, организующего преступления, отбывает срок в местах лишения свободы.

Внимание! Инвалидов и людей пожилого возраста нельзя считать социально неадаптированными. В свое время они были успешными в социальной среде. Инвалидам не доступно выполнение некоторых функций, но это не значит, что они не могут пройти курс реабилитации.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 989
Источник: https://srazu.pro/socializacia/socialnaya-adaptaciya-v-psixologii.html

Методы


Если у человека диагностированы проблемы с адаптацией, их можно попытаться компенсировать. Методы повышения социально-психологических навыков можно использовать в любом возрасте и при разных возможностях.

Для детей

В младшем школьном возрасте у детей наблюдаются проблемы с привыканием к новому режиму жизни. У первоклассников наблюдаются типичные симптомы дезадаптации: расстройство сна, пищеварения, истеричное поведение. Помочь ребенку справиться с усвоением новых норм поведения должны родители. Они должны выступать инициаторами сближения ребенка со сверстниками, помогать наладить отношения.

Если ребенку мешает стеснение, необходимо подбирать для него такие виды активности, для которых нужна командная работа. Подвижные игры, в которых у каждого малыша будет своя роль, помогут принять необходимость взаимодействия. В подростковом возрасте адаптироваться к социуму поможет внеклассная деятельность. Участие в кружках и секциях повысит уверенность подростка в себе, он будет свободнее чувствовать себя в коллективе.

Для взрослых

Для людей старше 25 лет проблема дезадаптации стоит острее. Не имея возможности формировать нормальные отношения с рабочим коллективом, человек лишается возможности выстраивать карьеру. Основной способ исправления проблемы — психотерапевтическое воздействие. Для освоения навыков взаимодействия необходима консультация психолога. Вместе со специалистом индивид сможет изучить и применить сценарии позитивного взаимодействия с окружающими.

Терапия направлена на снижение тревожности и повышение самооценки. Задача врача — показать возможности нормальной самоактуализации.

Инвалидов

Наличие инвалидности у индивида становится серьезным препятствием для установления контактов с окружающими. Даже если сам инвалид заинтересован во вхождении в социум, в его окружении может не оказаться подходящих для этого условий. В этом случае потребуется помощь окружающих, которые смогут эти условия создать.

Лучше начинать вхождение в общество в компании людей с аналогичными проблемами со здоровьем. Оказавшись в комфортной среде, человек раскрепощается, чувствует себя свободно. Получая моральную и психологическую поддержку, он учится выстраивать сложные виды групповых взаимоотношений. Он сможет успешно применять эти сценарии при взаимодействии с людьми без инвалидности.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 2306
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialno-adaptatsiya.html

Факторы, обеспечивающие социальную адаптацию

На психологическом уровне под факторами, обеспечивающими становление адаптированности, понимаются внешние условия, в которых пребывает человек.

Факторы социальной адаптации принято подразделять на внешние и внутренние. К внутренним факторам относят все личностные характеристики человека:

  • Пол;
  • Возраст;
  • Национальность;

Разные национальности

  • Тип темперамента;
  • Состав семьи;
  • Систему ценностных ориентаций личности;
  • Характер.

К внешним факторам адаптации относятся все виды деятельности человека и принадлежность его к тем или иным социальным группам.

Известно также подразделение факторов социального приспособления на:

  • Педагогические (усвоение ребенком норм и правил поведения в обществе, знание Конституции РФ и других нормативно-правовых документов, регламентирующих те или иные стороны общественной жизни);
  • Психологические (интеллектуальные способности, свойства нервной системы, черты характера, социально-психологический статус личности в коллективе, система жизненных ориентиров и ценностей);
  • Социальные (пол, возраст, национальность).

Внимание! Если психологу поступает запрос на решение проблем, связанных с адаптацией к современному обществу, то специалист начинает работу с анализа предпосылок возникновения проблем, то есть с определения неблагоприятных факторов.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1320
Источник: https://srazu.pro/socializacia/socialnaya-adaptaciya-v-psixologii.html

Патология и норма


Главная задача социализации — раскрытие личностного потенциала. Ее успешность и широта зависит от уровня развития личности. Чем индивид взрослее, тем проще проходит адаптация. Нормальное развитие личности происходит только в благоприятных условиях.

В условиях тоталитаризма человек выбирает деструктивные способы социально-психологической адаптации:

  1. Мазохизм — стремление передать ответственность за свою жизнь другому человеку. Человек, склонный к мазохизму, боится принимать решения, одиночества. Другие люди для него — источник безопасности.
  2. Садизм — стремление подчинять людей своей воле, использовать как ресурс. Садисты запугивают окружающих, любят наслаждаться зависимостью людей от них.
  3. Деструкция — стремление социализироваться через разрушение существующего социального строя. Люди, склонные к деструкции, ощущают себя бессильными перед существующими институтами власти. Они пытаются избавиться от этого, уничтожив внешнее давление власти, но при этом часто не представляют, какой социальный строй они хотели бы создать.
  4. Конформизм — реализация через растворение в толпе. Конформный человек боится оказаться аутсайдером и стремится оправдать ожидания социума. Он не замечает манипуляций, склонен к консерватизму, необдуманному потреблению.

Тип вхождения в социум зависит не только от социального строя, но и ближайшего окружения. Если модель семьи противопоставлена обществу, то ребенок будет испытывать сложности с поиском своего места. Он рискует стать аутсайдером, не найти возможности для реализации.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1533
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialno-adaptatsiya.html

Диагностика

Проблемы с адаптацией у ребенка родители могут заметить уже в раннем возрасте. В норме дети заинтересованы во взаимодействии со взрослыми. Их уровень развития психики еще не позволяет воспринимать себя и других людей как отдельных равноценных личностей. Потребность регулярного взаимодействия продиктована тем, что младенцы не могут выжить без помощи взрослых. Дети в возрасте 5–6 месяцев могут манипулировать родителями с помощью плача.

Если проблема не была диагностирована в раннем возрасте, она проявится еще острее, когда ребенок войдет в детский коллектив. Дети с проблемами адаптации не общаются с окружающими. Они играют сами, не отвечают на попытки вовлечь их в общую игру. Реакция на окружение у детей с дезадаптацией проявляется либо боязнью общества, либо агрессией и негативизмом. Чем старше становится ребенок, тем сильнее проявляются симптомы. В возрасте 10–12 лет ребенок, не способный взаимодействовать с коллективом, может полностью замкнуться в себе.

У взрослых проблемы дезадаптации проявляются теми же симптомами: боязнью людей и общим негативизмом. Чтобы защитить психику от разрушающего осознания действительности, индивид может бессознательно противопоставить себя социуму. При этом он ведет себя так, словно это он сам отказался от вхождения в общество, а не требования коллектива оказались невыполнимыми для него.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 1352
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialno-adaptatsiya.html

Видео


Блок: 8/8 | Кол-во символов: 6
Источник: https://srazu.pro/socializacia/socialnaya-adaptaciya-v-psixologii.html

Проблематика

Невозможность вписаться в стандарты общества и стать его частью лишает человека нормальной жизни. У этого патологического состояния разные причины:

  1. Неблагополучный семейный сценарий. Если в семье принято негативное отношение к социуму и его нормам, ребенок воспримет это стратегию поведения как единственную правильную. При этому у него не будет возможности привить обществу свои ценности.
  2. Маргинальное окружение. Сценарий семьи может быть благополучным, но окружение оказывает на личность большее давление, чем ближайший круг общения. Если человек действует по семейному сценарию, он автоматически лишается шанса на вхождение в общество.
  3. Физиологические особенности. Нарушения в работе ЦНС, хронические заболевания и другие особенности не позволяют человеку быть частью группы. Вынужденно оказавшись в изоляции, он не имеет возможности освоить сценарии поведения в социуме.
  4. Психологические причины. Препятствием на пути к нормальной социализации часто становятся психологические особенности личности. Например, расстройства аутичного спектра, которые не позволяют человеку правильно считывать эмоциональные реакции других людей и соразмерно на них отвечать.
  5. Неуправляемые внешние причины. К ним относятся войны, стихийные бедствия и другие глобальные причины, разрушительное действие которых человек не может контролировать или отменить.

Если причина социально-психологической дезадаптации выявлена в детском возрасте, у человека сохраняется шанс преодолеть препятствие и компенсировать его. У взрослых терапия займет больше времени и потребует значительных усилий.

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 1580
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialno-adaptatsiya.html
Кол-во блоков: 20 | Общее кол-во символов: 21807
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://srazu.pro/socializacia/socialnaya-adaptaciya-v-psixologii.html: использовано 6 блоков из 8, кол-во символов 5111 (23%)
  2. https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_adaptaciya/socialnaya_adaptaciya_i_ee_vidy/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 5849 (27%)
  3. https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialno-adaptatsiya.html: использовано 8 блоков из 8, кол-во символов 10847 (50%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий