Педагогика одаренные дети

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 0
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/ponyatie_odarennosti_v_pedagogike/


Понятие одаренности

Определение 1

Одаренность – это системное и развивающееся на протяжении всей жизни качество психики, определяющее возможности человека достигать высоких и незаурядных результатов по одному или одновременно нескольким видам деятельности (в сравнении с другими людьми).

Определение 2

Одаренный ребенок – это ребенок, который отличается от других детей неординарными, яркими и выдающимися достижениями в определенном виде деятельности.

В настоящее время учеными в области психологии и педагогики доказано, что одаренность является качественным своеобразием и результатом сложного взаимодействия социокультурной среды и наследственных качеств личности, опосредованных деятельностью ребенка. Необходимо также отметить, что для развития одаренности большое значение имеет собственная активность ребенка, психологические механизмы его саморазвития, которые заложены в основу формирования и последующей реализации индивидуальной одаренности.

Определение 3

Детский возраст – это возрастной период, во время которого осуществляется становление и развитие способностей и личностных качеств ребенка.

Детский возраст характеризуется глубокими интегративными процессами в психике ребенка.

Одним из самых актуальных и часто обсуждаемых вопросов в сфере одаренности, является вопрос, касающийся частоты проявления детской одаренности. Отвечая на данный вопрос, выдвигаются две точки зрения, которые по своей сути являются противоположными:

«Каждый ребенок является одаренным от рождения»

«Дети, действительно имеющие одаренности встречаются крайне редко»

Сторонники первой точки зрения считают, что любого ребенка, имеющего нормальное развитие, можно развить до уровня одаренности, при условии создания необходимых благоприятных условий воспитания и обучения.

Сторонники второй точки зрения, напротив, считают, что одаренность является уникальным явлениям. Детей, имеющих одаренности необходимо искать, с целью их дальнейшего развития, осуществляемого в специально организованных условиях.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 2007
Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/ponyatie_odarennosti_v_pedagogike/

Библиографическое описание:

Каждый день в мире происходит множество открытий, которые имеют как положительный, так и отрицательный характер. За всеми этими открытиями стоят люди, но кто они? Высшая ступень развития? Гении? Они одарённые личности.

Интеллектуальный уровень одаренных людей — это гарантия высоких результатов. Показать себя миру и развить до определённой ступени мастерство помогают Образовательные Учреждения, которые производят свою деятельность, опираясь на Образовательный Стандарт.

Учащимся предлагаются занятия разной направленности, в зависимости от предпочтений учащегося и возможностей, так же развитие школьника происходит и во внеурочное время (секции, кружки, олимпиады, соревнования и др.).

Выявить одарённого ребёнка и не упустить то время, пока ребёнок хочет развиваться — одна из главных задач педагогов. Одарённые дети наиболее чувствительны к самооценке и оценке их деятельности окружающими, ошибочно считать, что более развитые дети не нуждаются в помощи взрослых.

Одарённые ученики критичны во всём, они ищут ошибки в своих действиях и действиях педагогов, так как предполагают нечестную или менее серьёзную оценку. Вся рабочая деятельность педагогов должна быть закольцована на терпимости к критике и понимании каждого ребёнка как личности. А ведь всем известно, что все люди разные и понимают мир по-разному.

Преподаватели должны быть готовы к тому, что одаренные ученики непоседливы и их очень тяжело вогнать в рамки, к таким детям надо найти подход, ибо ни одно утверждение или просьба не будут приняты детьми всерьёз. Для них должно быть всё обоснованно и иметь те или иные аргументы.

В начальной школе практически все дети представляют собой одарённую личность это связано с тем, что дети имеют больше интеллектуальных способностей, нежели взрослый, они восприимчивы к обучению и могут проявлять себя в любом творческом деле.

Исходя из этого, развитие одарённости должно начинаться уже в начальной школе. Очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники должны самостоятельно на уроке справиться с несколькими мыслительными операциями. Следует ставить ребенка в положение исследователя, первооткрывателя, так ребёнок более плодотворно будет погружаться в дело.

Педагог, который ставит перед собой цель воспитать одарённого ученика должен постоянно самосовершенствоваться и работать над собой. Педагог не должен забывать и о возрастных возможностях каждого ученика.

В ином случае, обучение одарённых детей практически ничем не будет отличаться от традиционного обучения.

Стоит отметить, что дети с нормальным постепенным развитием ничем не хуже одаренных детей; обучение и развитие идёт у них плавно — шаг за шагом, со временем они тоже начинают проявлять себя в различных творческих ситуациях.

В. А. Сухомлинский говорил, что одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Что необходимо холить и лелеять его, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал большой плод.

По сути, так оно и есть, одарённость ребёнка и его желание показать себя миру идёт из семьи, катализаторами тут становятся родители, которые должны заметить внутренние предпосылки для выдающихся достижений и направлять своё чадо для их реализации.

Многие факторы влияют на развитие одарённого индивида. К примеру, самым важным в развитии младшего школьника фактором является — социальная среда. Будучи спокойной и комфортной она создаёт вокруг ребёнка среду без раздражителей. Социально спокойный и легко идущий на контакт ребёнок полностью погружается в дело, которое ему по душе, и в котором он может отличиться.

Выявить одарённого ребёнка очень просто, одарённые дети, как правило, не удовлетворены работой с учебником, им не интересен обычный ход урока, их куда больше привлекает чтение словарей и энциклопедий, отвечая самим себе на поставленные вопросы в разных интересующих их областях.

Одарённость ребёнка стоит рассматривать, как взаимодействие характеристик: креативности, уровня развития выше среднего и интеллектуальных способностей. Творческая продуктивность будет обязательно достигнута, если к ребёнку будут приписаны эти характеристики.

Одарённость — это не что-то единое, а совокупность нескольких видов деятельности, в которых дети могут себя проявлять. К примеру — лидерские качества — один из критериев, определяющих одарённость, тоже являются звоночком к выявлению одарённого ребёнка. Коммуникативная, художественная, физическая, духовная деятельности — это лишь часть, на что стоит обратить своё внимание, как родителям, так и педагогам.

Одарённым детям интересны разные виды науки, они не ограничивают себя чем-то одним, у них много специфичных вопросов и идей, как узнать что-то новое.

Работая с Одарёнными детьми, педагогам надо помнить, что крайности крайне не желательны. Стоит понимать, что не стоит:

                    возводить ребенка на пьедестал, подчеркивания его особые права,

                    применять публичное принижение достоинства или игнорирование.

В школе у детей могут встречаться сложности из-за общения со сверстниками и учителями, чтобы избежать конфликтов стоит обращаться за помощью к педагогу-психологу. Психолог поможет адаптироваться одарённой личности и избежать самоизоляции от окружающих.

Вне сомнений, что развивать одаренность учащихся стоит через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. Это обеспечивает преемственность, помогающую развиваться детям гармонично, как в школе, так и дома.

Самооценка, повышенная впечатлительность, независимость, соревновательность, лидерство — это особенности личности одарённого ребёнка, на которые чаще всего не обращают внимания, а зря. Именно по этим особенностям проще всего выявить одарённого ребёнка.

Взаимодействие педагога с одаренным учеником вляется главным фактором всего обучения. Во время занятий педагоги чаще задают вопросы, чем сами говорят. Большой объем информации заменяется различными демонстрациями, опытами. Для учителелей в первую очередь важно, не отвечать самим на свои же вопросы и не помогать решать задачи учащимся, это дает возможность более глубоко осмыслить материал и решить его с большим результатом.

Учителям необходимо больше прислушиваться к ответам одарённых, принимать их, но не оценивать, показывая детям различными способами, что услышали их. Это помогает Одаренным детям коммуцировать с классом.

Одаренность разных полов разная; мальчики и девочки воспринимают этот мир по-разному, поэтому на это тоже стоит обратить внимание при работе с детьми.

Мальчики — в основном личности, имеющие гибкое мышление, стремление к доминированию, у них много разнообразных интересов и они очень эмоционально чувствительны.

Девочки же имеют неординарное мышление и своеобразную логику, они творчески активные и часто могут быть подвержены стрессам.

У одарённых детей часто возникают проблемы из-за разницы с физическим, интеллектуальным и духовным развитием. С их неприязнью к школьной жизни, которая идёт от непонимания необходимости обучения, так как одаренным детям интереснее получать знания самим, а не через посредников.

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Проблемы выявления, обучения и развития практически полностью ложатся на плечи педагогов. Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и не прекращающийся процесс, во время которого формируется личность ребёнка.

В работе с одаренными детьми важен личностный рост самих учителей и их педагогическая активность.

Одарённые люди с лёгкостью могут вносить свой вклад в развитие той или иной науки, но, к сожалению, ещё очень мало всего создано для детей, которые развиваются раньше своего возраста и превосходят свою возрастную норму в различных направлениях. Как только повышенное внимание будет уделяться развитию одарённых детей, так развитие государств будет происходить с завидной быстротой!

Литература:

  1.                «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н. С. Лейтеса, М., 1996.
  2.                Терасье Ж. К. «Сверходаренные дети», М., 1999.
  3.                Попова Л. В. «Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности», М., 1993
  4.                Юркевич В. С. «Одаренный ребенок» — М; 1996 г
  5.                http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/01/15/odarennye-deti-i-osobennosti-pedagogicheskoy-raboty-s-nimi
  6.                http://pandia.ru/text/.php
  7.                Яндекс картинки

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, одаренный ребенок, мир, начальная школа, обучение, одаренная личность, одаренный ученик, педагог, развитие.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 9469
Источник: https://moluch.ru/archive/105/24914/

Òåîðåòè÷åñêèå àñïåêòû èçó÷åíèÿ äåòñêîé îäàðåííîñòè. Àíàëèç ñïîñîáíîñòè ê âûäàþùèìñÿ äîñòèæåíèÿì. Ïðèíöèïû è ìåòîäû âûÿâëåíèÿ îäàðåííûõ äåòåé, ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà ðàçâèòèå îäàðåííîñòè. Íàïðàâëåíèÿ ðàáîòû ñ îäàðåííûìè äåòüìè â ñôåðå îáðàçîâàíèÿ


Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Êèðîâñêîå îáëàñòíîå ãîñóäàðñòâåííîå îáðàçîâàòåëüíîå àâòîíîìíîå ó÷ðåæäåíèå ñðåäíåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ «Îðëîâñêèé êîëëåäæ ïåäàãîãèêè è ïðîôåññèîíàëüíûõ òåõíîëîãèé»

ÐÅÔÅÐÀÒ

Îäàðåííûå äåòè

Ðàáîòó âûïîëíèëà ñòóäåíòêà 4 êóðñà

Êîëóïàåâà Åâãåíèÿ Âèêòîðîâíà

Îðëîâ, 2014 ãîä

Ñîäåðæàíèå

  • Ââåäåíèå
    • 1. Òåîðåòè÷åñêèå àñïåêòû èçó÷åíèÿ äåòñêîé îäàðåííîñòè
      • 1.1 Îïðåäåëåíèå ïîíÿòèé «îäàðåííîñòü» è «îäàðåííûé ðåáåíîê»
      • 1.2 Ïðèçíàêè îäàðåííîñòè
      • 1.3 Âèäû îäàðåííîñòè
      • 1.4 Ïðèíöèïû è ìåòîäû âûÿâëåíèÿ îäàðåííûõ äåòåé
      • 1.5 Ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà ðàçâèòèå îäàðåííîñòè
      • 2. Ðàáîòà ñ îäàðåííûìè äåòüìè
      • 2.1 Íàïðàâëåíèÿ ðàáîòû ñ îäàðåííûìè äåòüìè â ñôåðå îáðàçîâàíèÿ
      • Çàêëþ÷åíèå
      • Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

îäàðåííîñòè äåòñêèé îáðàçîâàíèå äîñòèæåíèå

 íàñòîÿùåå âðåìÿ íàáëþäàåòñÿ ïîâûøåííûé èíòåðåñ ê ïðîáëåìå îäàðåííîñòè, ê ïðîáëåìàì âûÿâëåíèÿ, îáó÷åíèÿ è ðàçâèòèÿ îäàðåííûõ äåòåé è, ñîîòâåòñòâåííî, ê ïðîáëåìàì ïîäãîòîâêè ïåäàãîãîâ äëÿ ðàáîòû ñ íèìè.

Îäàðåííîñòü ñåé÷àñ îïðåäåëÿåòñÿ êàê ñïîñîáíîñòü ê âûäàþùèìñÿ äîñòèæåíèÿì â ëþáîé ñîöèàëüíî çíà÷èìîé ñôåðå ÷åëîâå÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Îäàðåííîñòü ñëåäóåò ðàññìàòðèâàòü êàê äîñòèæåíèÿ è êàê âîçìîæíîñòü äîñòèæåíèÿ. Ñìûñë óòâåðæäåíèÿ â òîì, ÷òî íóæíî ïðèíèìàòü âî âíèìàíèå è òå ñïîñîáíîñòè, êîòîðûå óæå ïðîÿâèëèñü, è òå, êîòîðûå ìîãóò ïðîÿâèòüñÿ.

Ïðîáëåìà îäàðåííîñòè ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé êîìïëåêñíóþ ïðîáëåìó, â êîòîðîé ïåðåñåêàþòñÿ èíòåðåñû ðàçíûõ íàó÷íûõ äèñöèïëèí. Îñíîâíûìè èç íèõ ÿâëÿþòñÿ ïðîáëåìû âûÿâëåíèÿ, îáó÷åíèÿ è ðàçâèòèÿ îäàðåííûõ äåòåé, à òàêæå ïðîáëåìû ïðîôåññèîíàëüíîé è ëè÷íîñòíîé ïîäãîòîâêè ïåäàãîãîâ, ïñèõîëîãîâ è óïðàâëåíöåâ îáðàçîâàíèÿ äëÿ ðàáîòû ñ îäàðåííûìè äåòüìè.

Ñèñòåìà ðàçâèòèÿ îäàðåííîñòè ðåáåíêà äîëæíà áûòü òùàòåëüíî âûñòðîåíà, ñòðîãî èíäèâèäóàëèçèðîâàíà è åå ðåàëèçàöèÿ äîëæíà ïðèõîäèòüñÿ íà äîñòàòî÷íî áëàãîïðèÿòíûé âîçðàñòíîé ïåðèîä.

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 2152
Источник: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00468630_0.html

1.1 Îïðåäåëåíèå ïîíÿòèé «îäàðåííîñòü» è «îäàðåííûé ðåáåíîê»

Îäàðåííîñòü — ýòî êà÷åñòâåííîå ñâîåîáðàçíîå ñî÷åòàíèå ñïîñîáíîñòåé, îáåñïå÷èâàþùèå óñïåøíîå âûïîëíåíèå äåÿòåëüíîñòè.

Îäàðåííûé ðåáåíîê — ýòî ðåáåíîê, êîòîðûé âûäåëÿåòñÿ ÿðêèìè, î÷åâèäíûìè, èíîãäà âûäàþùèìèñÿ äîñòèæåíèÿìè (èëè èìååò âíóòðåííèå ïðåäïîñûëêè äëÿ òàêèõ äîñòèæåíèé) â òîì èëè èíîì âèäå äåÿòåëüíîñòè.

Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü áîëüøèíñòâî ïñèõîëîãîâ ïðèçíàåò, ÷òî óðîâåíü, êà÷åñòâåííîå ñâîåîáðàçèå è õàðàêòåð ðàçâèòèÿ îäàðåííîñòè — ýòî âñåãäà ðåçóëüòàò ñëîæíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ íàñëåäñòâåííîñòè (ïðèðîäíûõ çàäàòêîâ) è ñîöèàëüíîé ñðåäû, îïîñðåäîâàííîãî äåÿòåëüíîñòüþ ðåáåíêà (èãðîâîé, ó÷åáíîé, òðóäîâîé), à òàêæå ðîëü ïñèõîëîãè÷åñêèõ ìåõàíèçìîâ ñàìîðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, ëåæàùèõ â îñíîâå ôîðìèðîâàíèÿ è ðåàëèçàöèè èíäèâèäóàëüíîãî äàðîâàíèÿ.

Áîëüøèíñòâî ïñèõîëîãîâ ðàññìàòðèâàåò êðåàòèâíîñòü (òâîð÷åñêèé ïîòåíöèàë) ÷åëîâåêà êàê îäèí èç âàæíåéøèõ è â èçâåñòíîé ìåðå íåçàâèñèìûé ôàêòîð îäàðåííîñòè. Àìåðèêàíñêèé ïñèõîëîã Ï. Òîððåíñ îïðåäåëèë êðåàòèâíîñòü êàê ïðîöåññ, êîòîðûé ïîðîæäàåòñÿ ñèëüíîé ïîòðåáíîñòüþ ÷åëîâåêà â ñíÿòèè íàïðÿæåíèÿ, âîçíèêàþùåãî â ñèòóàöèè íåîïðåäåëåííîñòè è äåôèöèòà èíôîðìàöèè. Ýòîò ïðîöåññ âêëþ÷àåò ïîèñê è îïðåäåëåíèå ïðîáëåìû, âûäâèæåíèå è ïðîâåðêó ãèïîòåç î ïóòÿõ åå ðåøåíèÿ, ïîèñê è îáîñíîâàíèå ðåøåíèé. Ãëàâíóþ ðîëü ïðè ýòîì èãðàåò äèâåðãåíòíîå (èäóùåå â ðàçíûõ íàïðàâëåíèÿõ) ìûøëåíèå, ñïîñîáíîå ïðèâîäèòü ê íåîæèäàííûì âûâîäàì, â îòëè÷èå îò êîíâåðãåíòíîãî, ïîñëåäîâàòåëüíîãî ìûøëåíèÿ, ïðè÷åì êðåàòèâíîñòü îáÿçàòåëüíî ïðåäïîëàãàåò èíòåëëåêòóàëüíîå ðàçâèòèå ÷åëîâåêà âûøå ñðåäíåãî óðîâíÿ, ïîñêîëüêó ëèøü òàêîé óðîâåíü ìîæåò îáåñïå÷èòü îñíîâó äëÿ òâîð÷åñêîé ïðîäóêòèâíîñòè.

Ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî âèäîâ è ôîðì îäàðåííîñòè, ïîñêîëüêó ïñèõè÷åñêèå âîçìîæíîñòè ðåáåíêà ÷ðåçâû÷àéíî ïëàñòè÷íû íà ðàçíûõ ýòàïàõ åãî âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ.

Îäàðåííîñòü ðåáåíêà ÷àñòî ïðîÿâëÿåòñÿ â óñïåøíîñòè äåÿòåëüíîñòè, èìåþùåé ñòèõèéíûé, ñàìîäåÿòåëüíûé õàðàêòåð. Ñóäèòü îá îäàðåííîñòè ðåáåíêà ñëåäóåò íå òîëüêî ïî åãî øêîëüíîé äåÿòåëüíîñòè, íî è ïî åãî âíåøêîëüíûì äåëàì, à òàêæå ïî èíèöèèðîâàííûì èì ñàìèì ôîðìàì äåÿòåëüíîñòè.

Òàêèì îáðàçîì, îäàðåííîñòü ó ðàçíûõ äåòåé ìîæåò áûòü âûðàæåíà â áîëåå èëè ìåíåå î÷åâèäíîì âèäå. Îäàðåííîñòü äàëåêî íå âñåãäà ìîæíî îòëè÷èòü îò îáó÷åííîñòè (èëè øèðå — ñòåïåíè ñîöèàëèçàöèè), ÿâëÿþùåéñÿ ðåçóëüòàòîì áîëåå áëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèé æèçíè äàííîãî ðåáåíêà.

Îñîáåííîñòè, ïðèñóùèå îäàðåííûì, îáîãàùàþò íàøó æèçíü âî âñåõ åå ïðîÿâëåíèÿõ è äåëàþò èõ âêëàä â íåå ÷ðåçâû÷àéíî çíà÷èìûì. Âî-ïåðâûõ, îäàðåííûõ îòëè÷àåò âûñîêàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü âî âñåì.

Âòîðàÿ îñîáåííîñòü — íåïðåêðàùàþùàÿñÿ ïîçíàâàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü è âûñîêî ðàçâèòûé èíòåëëåêò.

Â-òðåòüèõ, áîëüøèíñòâó îäàðåííûõ ïðèñóùè áîëüøàÿ ýíåðãèÿ, öåëåóñòðåìëåííîñòü è íàñòîé÷èâîñòü.

Èñõîäÿ èç ýòîãî, â ïðàêòè÷åñêîé ðàáîòå ñ îäàðåííûìè äåòüìè âìåñòî ïîíÿòèÿ “îäàðåííûé ðåáåíîê” ñëåäóåò èñïîëüçîâàòü ïîíÿòèå “ïðèçíàêè îäàðåííîñòè ðåáåíêà” (èëè ïîíÿòèå “ðåáåíîê ñ ïðèçíàêàìè îäàðåííîñòè”).

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 2931
Источник: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00468630_0.html

1.2 Ïðèçíàêè îäàðåííîñòè

Ïðèçíàêè îäàðåííîñòè — ýòî òå îñîáåííîñòè îäàðåííîãî ðåáåíêà, êîòîðûå ïðîÿâëÿþòñÿ â åãî ðåàëüíîé äåÿòåëüíîñòè è ìîãóò áûòü îöåíåíû íà óðîâíå íàáëþäåíèÿ çà õàðàêòåðîì åãî äåéñòâèé. Îíè (ïðèçíàêè îäàðåííîñòè) îõâàòûâàþò äâà àñïåêòà ïîâåäåíèÿ îäàðåííîãî ðåáåíêà: èíñòðóìåíòàëüíûé è ìîòèâàöèîííûé. Èíñòðóìåíòàëüíûé- õàðàêòåðèçóåò ñïîñîáû åãî äåÿòåëüíîñòè. Ìîòèâàöèîííûé — õàðàêòåðèçóåò îòíîøåíèå ðåáåíêà ê òîé èëè èíîé ñòîðîíå äåéñòâèòåëüíîñòè, à òàêæå ê ñâîåé äåÿòåëüíîñòè.

Èíñòðóìåíòàëüíûé àñïåêò ïîâåäåíèÿ îäàðåííîãî ðåáåíêà ìîæåò áûòü îïèñàí ñëåäóþùèìè ïðèçíàêàìè:

1. Íàëè÷èå ñïåöèôè÷åñêèõ ñòðàòåãèé äåÿòåëüíîñòè. Ñïîñîáû äåÿòåëüíîñòè îäàðåííîãî ðåáåíêà îáåñïå÷èâàþò åå îñîáóþ, êà÷åñòâåííî ñâîåîáðàçíóþ ïðîäóêòèâíîñòü. Ïðè ýòîì âûäåëÿþòñÿ òðè îñíîâíûõ óðîâíÿ óñïåøíîñòè äåÿòåëüíîñòè:

— áûñòðîå îñâîåíèå äåÿòåëüíîñòè è âûñîêàÿ óñïåøíîñòü åå âûïîëíåíèÿ;

— èñïîëüçîâàíèå è èçîáðåòåíèå íîâûõ ñïîñîáîâ äåÿòåëüíîñòè â óñëîâèÿõ ïîèñêà ðåøåíèÿ â çàäàííîé ñèòóàöèè;

— âûäâèæåíèå íîâûõ öåëåé äåÿòåëüíîñòè çà ñ÷åò áîëåå ãëóáîêîãî îâëàäåíèÿ ïðåäìåòîì, âåäóùåå ê íîâîìó âèäåíèþ ñèòóàöèè è îáúÿñíÿþùåå ïîÿâëåíèå, íà ïåðâûé âçãëÿä, íåîæèäàííûõ èäåé è ðåøåíèé.

Äëÿ ïîâåäåíèÿ îäàðåííîãî ðåáåíêà õàðàêòåðåí ãëàâíûì îáðàçîì òðåòèé óðîâåíü óñïåøíîñòè.

2. Ñôîðìèðîâàííîñòü êà÷åñòâåííî ñâîåîáðàçíîãî èíäèâèäóàëüíîãî ñòèëÿ äåÿòåëüíîñòè, âûðàæàþùåãîñÿ â ñêëîííîñòè “âñå äåëàòü ïî-ñâîåìó”.

3. Âûñîêàÿ ñòðóêòóðèðîâàííîñòü çíàíèé, óìåíèå âèäåòü èçó÷àåìûé ïðåäìåò â ñèñòåìå, ñâåðíóòîñòü ñïîñîáîâ äåéñòâèé â ñîîòâåòñòâóþùåé ïðåäìåòíîé îáëàñòè. Èíûìè ñëîâàìè, ñâîåîáðàçèå ñïîñîáîâ äåÿòåëüíîñòè îäàðåííîãî ðåáåíêà ïðîÿâëÿåòñÿ â åãî ñïîñîáíîñòè â ñëîæíîì âèäåòü ïðîñòîå, à â ïðîñòîì — ñëîæíîå.

4. Îñîáûé òèï îáó÷àåìîñòè. Îí ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ êàê â âûñîêîé ñêîðîñòè è ëåãêîñòè îáó÷åíèÿ, òàê è â çàìåäëåííîì òåìïå îáó÷åíèÿ.

Ìîòèâàöèîííûé àñïåêò ïîâåäåíèÿ îäàðåííîãî ðåáåíêà ìîæåò áûòü îïèñàí ñëåäóþùèìè ïðèçíàêàìè:

1. Ïîâûøåííàÿ, èçáèðàòåëüíàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü ê îïðåäåëåííûì ñòîðîíàì ïðåäìåòíîé äåéñòâèòåëüíîñòè (çíàêàì, çâóêàì, öâåòàì, ðàñòåíèÿì è ò.ä.) ëèáî îïðåäåëåííûì ôîðìàì ñîáñòâåííîé àêòèâíîñòè (ôèçè÷åñêîé, õóäîæåñòâåííîé è ò.ä.), ñîïðîâîæäàþùàÿñÿ, êàê ïðàâèëî, ïåðåæèâàíèåì ÷óâñòâà óäîâîëüñòâèÿ.

2. ßðêî âûðàæåííûé èíòåðåñ ê òåì èëè èíûì çàíÿòèÿì èëè ñôåðàì äåÿòåëüíîñòè.

3. Ïîâûøåííàÿ ïîçíàâàòåëüíàÿ ïîòðåáíîñòü, ëþáîçíàòåëüíîñòü.

4. Ïðåäïî÷òåíèå ïàðàäîêñàëüíîé, ïðîòèâîðå÷èâîé è íåîïðåäåëåííîé èíôîðìàöèè, íåïðèÿòèå ñòàíäàðòíûõ, òèïè÷íûõ çàäàíèé è ãîòîâûõ îòâåòîâ.

5. Âûñîêàÿ êðèòè÷íîñòü ê ðåçóëüòàòàì ñîáñòâåííîãî òðóäà, ñêëîííîñòü ñòàâèòü ñâåðõòðóäíûå öåëè, ñòðåìëåíèå ê ñîâåðøåíñòâó.

Ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè äåòåé, äåìîíñòðèðóþùèõ îäàðåííîñòü, ìîãóò ðàññìàòðèâàòüñÿ ëèøü êàê ïðèçíàêè, ñîïðîâîæäàþùèå îäàðåííîñòü, íî íå îáÿçàòåëüíî êàê ïîðîæäàþùèå åå. Ïîýòîìó íàëè÷èå óêàçàííûõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ìîæåò ñëóæèòü ëèøü îñíîâàíèåì äëÿ ïðåäïîëîæåíèÿ îá îäàðåííîñòè.

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 2882
Источник: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00468630_0.html

1.3 Âèäû îäàðåííîñòè

Ñîâðåìåííûå êîíöåïöèè îäàðåííîñòè âûäåëÿþò ðàçíûå ñòîðîíû è äàæå âèäû èíòåëëåêòà, ñîîòâåòñòâåííî ðàçëè÷àÿ âèäû îäàðåííîñòè. Òàê, íàïðèìåð, Ã. Ãàðäíåðîì áûëè îïèñàíû îñîáåííîñòè ïðîÿâëåíèé è ïðèìåðû êèíåñòåòè÷åñêîé, ïðîñòðàíñòâåííîé, ëîãèêî-ìàòåìàòè÷åñêîé, ìóçûêàëüíîé, ëèíãâèñòè÷åñêîé è ñîöèàëüíîé îäàðåííîñòè, à â Ìþíõåíñêîì èññëåäîâàíèè ïðîäåìîíñòðèðîâàíà íåçàâèñèìîñòü êîãíèòèâíûõ ôàêòîðîâ îäàðåííîñòè: èíòåëëåêòà, êðåàòèâíîñòè, ñîöèàëüíîé êîìïåòåíòíîñòè, ìóçûêàëüíûõ è ñåíñîìîòîðíûõ ñïîñîáíîñòåé.

Ñðåäè êðèòåðèåâ âûäåëåíèÿ âèäîâ îäàðåííîñòè ìîæíî âûäåëèòü ñëåäóþùèå:

«Âèä äåÿòåëüíîñòè è îáåñïå÷èâàþùèå åå ñôåðû ïñèõèêè».Âûäåëåíèå âèäîâ îäàðåííîñòè îñóùåñòâëÿåòñÿ â ðàìêàõ ïÿòè âèäîâ äåÿòåëüíîñòè ñ ó÷åòîì âêëþ÷åííîñòè òðåõ ïñèõè÷åñêèõ ñôåð è, ñîîòâåòñòâåííî, ñòåïåíè ó÷àñòèÿ ðàçíûõ óðîâíåé ïñèõè÷åñêîé îðãàíèçàöèè. Ê îñíîâíûì âèäàì äåÿòåëüíîñòè îòíîñÿòñÿ ïðàêòè÷åñêàÿ, òåîðåòè÷åñêàÿ (ïîçíàâàòåëüíàÿ), õóäîæåñòâåííî-ýñòåòè÷åñêàÿ, êîììóíèêàòèâíàÿ è äóõîâíî-öåííîñòíàÿ. Ñôåðû ïñèõèêè ïðåäñòàâëåíû èíòåëëåêòóàëüíîé, ýìîöèîíàëüíîé è ìîòèâàöèîííî-âîëåâîé.

Êàæäûé âèä îäàðåííîñòè ïðåäïîëàãàåò îäíîâðåìåííîå âêëþ÷åíèå âñåõ óðîâíåé ïñèõè÷åñêîé îðãàíèçàöèè ñ ïðåîáëàäàíèåì òîãî óðîâíÿ, êîòîðûé íàèáîëåå çíà÷èì äëÿ äàííîãî êîíêðåòíîãî âèäà äåÿòåëüíîñòè.

«Ñòåïåíü ñôîðìèðîâàííîñòè îäàðåííîñòè». Ìîæíî äèôôåðåíöèðîâàòü: àêòóàëüíóþ è ïîòåíöèàëüíóþ îäàðåííîñòü.

Àêòóàëüíàÿ îäàðåííîñòü — ýòî ïñèõîëîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà ðåáåíêà ñ òàêèìè íàëè÷íûìè (óæå äîñòèãíóòûìè) ïîêàçàòåëÿìè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, êîòîðûå ïðîÿâëÿþòñÿ â áîëåå âûñîêîì óðîâíå âûïîëíåíèÿ äåÿòåëüíîñòè â êîíêðåòíîé ïðåäìåòíîé îáëàñòè.

Ïîòåíöèàëüíàÿ îäàðåííîñòü — ýòî ïñèõîëîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà ðåáåíêà, êîòîðûé èìååò ëèøü îïðåäåëåííûå ïñèõè÷åñêèå âîçìîæíîñòè (ïîòåíöèàë) äëÿ âûñîêèõ äîñòèæåíèé â òîì èëè èíîì âèäå äåÿòåëüíîñòè, íî íå ìîæåò ðåàëèçîâàòü ñâîè âîçìîæíîñòè â äàííûé ìîìåíò âðåìåíè â ñèëó èõ ôóíêöèîíàëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòè.

«Ôîðìà ïðîÿâëåíèÿ». Ìîæíî ãîâîðèòü î: ÿâíîé è ñêðûòîé îäàðåííîñòè.

ßâíàÿ îäàðåííîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ â äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà äîñòàòî÷íî ÿðêî è îò÷åòëèâî (êàê áû “ñàìà ïî ñåáå”), â òîì ÷èñëå è ïðè íåáëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèÿõ.

Ñêðûòàÿ îäàðåííîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ â äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà â ìåíåå âûðàæåííîé, â çàìàñêèðîâàííîé ôîðìå. Âñëåäñòâèå ýòîãî ïîÿâëÿåòñÿ îïàñíîñòü îøèáî÷íûõ çàêëþ÷åíèé îá îòñóòñòâèè îäàðåííîñòè òàêîãî ðåáåíêà.

«Øèðîòà ïðîÿâëåíèé â ðàçëè÷íûõ âèäàõ äåÿòåëüíîñòè». Ìîæíî âûäåëèòü: îáùóþ (èëè óìñòâåííóþ) è ñïåöèàëüíóþ îäàðåííîñòü.

Îáùàÿ îäàðåííîñòü ïðîÿâëÿåòñÿ ïî îòíîøåíèþ ê ðàçëè÷íûì âèäàì äåÿòåëüíîñòè è âûñòóïàåò â êà÷åñòâå îñíîâû èõ ïðîäóêòèâíîñòè.

Ñïåöèàëüíàÿ îäàðåííîñòü îáíàðóæèâàåò ñåáÿ â êîíêðåòíûõ âèäàõ äåÿòåëüíîñòè è ìîæåò áûòü îïðåäåëåíà ëèøü â îòíîøåíèè îòäåëüíûõ îáëàñòåé äåÿòåëüíîñòè (ìóçûêà, æèâîïèñü, ñïîðò è ò.ä.).

«Îñîáåííîñòè âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ”. Ìîæíî äèôôåðåíöèðîâàòü: ðàííþþ è ïîçäíþþ îäàðåííîñòü. Ïðèìåðîì ðàííåé îäàðåííîñòè ÿâëÿþòñÿ äåòè, êîòîðûå ïîëó÷èëè íàçâàíèå “âóíäåðêèíäîâ”. Âóíäåðêèíä (áóêâàëüíî — “÷óäåñíûé ðåáåíîê”) — ýòî ðåáåíîê, êàê ïðàâèëî, äîøêîëüíîãî èëè ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ñ ÷ðåçâû÷àéíûìè, áëåñòÿùèìè óñïåõàìè â êàêîì-ëèáî îïðåäåëåííîì âèäå äåÿòåëüíîñòè — â ìóçûêå, ðèñîâàíèè, ïåíèè è ò.ä. Íàèáîëåå ðàíî äàðîâàíèÿ ïðîÿâëÿþòñÿ â èñêóññòâå, îñîáåííî â ìóçûêå.  íàóêå äîñòèæåíèå çíà÷èìûõ ðåçóëüòàòîâ â âèäå âûäàþùèõñÿ îòêðûòèé, ñîçäàíèå íîâûõ îáëàñòåé è ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ è ò.ï. ïðîèñõîäèò îáû÷íî ïîçäíåå, ÷åì â èñêóññòâå. Ýòî ñâÿçàíî, â ÷àñòíîñòè, ñ íåîáõîäèìîñòüþ ïðèîáðåòåíèÿ ãëóáîêèõ è îáøèðíûõ çíàíèé, áåç êîòîðûõ íåâîçìîæíû íàó÷íûå îòêðûòèÿ.

Èòàê, ëþáîé èíäèâèäóàëüíûé ñëó÷àé äåòñêîé îäàðåííîñòè ìîæåò áûòü îöåíåí ñ òî÷êè çðåíèÿ âñåõ âûøåïåðå÷èñëåííûõ êðèòåðèåâ êëàññèôèêàöèè âèäîâ îäàðåííîñòè. Îäàðåííîñòü îêàçûâàåòñÿ, òàêèì îáðàçîì, ìíîãîìåðíûì ïî ñâîåìó õàðàêòåðó ÿâëåíèåì.

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 3761
Источник: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00468630_0.html

1.4 Ïðèíöèïû è ìåòîäû âûÿâëåíèÿ îäàðåííûõ äåòåé

Âûÿâëåíèå îäàðåííûõ äåòåé — ïðîäîëæèòåëüíûé ïðîöåññ, ñâÿçàííûé ñ àíàëèçîì ðàçâèòèÿ êîíêðåòíîãî ðåáåíêà.

Ñ ó÷åòîì âûøåñêàçàííîãî ìîãóò áûòü ñôîðìóëèðîâàíû ñëåäóþùèå ïðèíöèïû âûÿâëåíèÿ îäàðåííûõ äåòåé:

1) êîìïëåêñíûé õàðàêòåð îöåíèâàíèÿ ðàçíûõ ñòîðîí ïîâåäåíèÿ è äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà;

2) äëèòåëüíîñòü èäåíòèôèêàöèè (ðàçâåðíóòîå âî âðåìåíè íàáëþäåíèå çà ïîâåäåíèåì äàííîãî ðåáåíêà â ðàçíûõ ñèòóàöèÿõ);

3) àíàëèç åãî ïîâåäåíèÿ â òåõ ñôåðàõ äåÿòåëüíîñòè, êîòîðûå â ìàêñèìàëüíîé ìåðå ñîîòâåòñòâóþò åãî ñêëîííîñòÿì è èíòåðåñàì;

4) èñïîëüçîâàíèå òðåíèíãîâûõ ìåòîäîâ, â ðàìêàõ êîòîðûõ ìîæíî îðãàíèçîâûâàòü îïðåäåëåííûå ðàçâèâàþùèå âëèÿíèÿ, ñíèìàòü òèïè÷íûå äëÿ äàííîãî ðåáåíêà ïñèõîëîãè÷åñêèå “ïðåãðàäû” è ò.ï.;

5) ïîäêëþ÷åíèå ê îöåíêå îäàðåííîãî ðåáåíêà ýêñïåðòîâ: ñïåöèàëèñòîâ âûñøåé êâàëèôèêàöèè â ñîîòâåòñòâóþùåé ïðåäìåòíîé îáëàñòè äåÿòåëüíîñòè;

6) îöåíêà ïðèçíàêîâ îäàðåííîñòè ðåáåíêà íå òîëüêî ïî îòíîøåíèþ ê àêòóàëüíîìó óðîâíþ åãî ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, íî è ñ ó÷åòîì çîíû áëèæàéøåãî ðàçâèòèÿ;

7) ïðåèìóùåñòâåííàÿ îïîðà íà ìåòîäû ïñèõîäèàãíîñòèêè, èìåþùèå äåëî ñ îöåíêîé ðåàëüíîãî ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà â ðåàëüíîé ñèòóàöèè, òàêèõ êàê: àíàëèç ïðîäóêòîâ äåÿòåëüíîñòè, íàáëþäåíèå, áåñåäà, ýêñïåðòíûå îöåíêè ó÷èòåëåé è ðîäèòåëåé, åñòåñòâåííûé ýêñïåðèìåíò.

Ïðîöåññ óñòàíîâëåíèÿ îäàðåííîñòè íåëüçÿ îñíîâûâàòü íà åäèíîé îöåíêå.Ïðè âûÿâëåíèè îäàðåííûõ äåòåé áîëåå öåëåñîîáðàçíî èñïîëüçîâàòü êîìïëåêñíûé ïîäõîä.

Îäíàêî è êîìïëåêñíûé ïîäõîä ê âûÿâëåíèþ îäàðåííîñòè íå èçáàâëÿåò ïîëíîñòüþ îò îøèáîê.  ðåçóëüòàòå ìîæåò áûòü “ïðîïóùåí” îäàðåííûé ðåáåíîê èëè, íàïðîòèâ, ê ÷èñëó îäàðåííûõ ìîæåò áûòü îòíåñåí ðåáåíîê, êîòîðûé íèêàê íå ïîäòâåðäèò ýòîé îöåíêè.

Èòàê, ïðîáëåìà âûÿâëåíèÿ îäàðåííûõ äåòåé ñëîæíà è òðåáóåò ïðèâëå÷åíèÿ ñïåöèàëèñòîâ âûñîêîé êâàëèôèêàöèè. Ïðè ýòîì ñëåäóåò èìåòü â âèäó, ÷òî êðèòåðèè îäàðåííîñòè íå ìîãóò áûòü ðàç è íàâñåãäà çàôèêñèðîâàííûìè.

Блок: 7/9 | Кол-во символов: 1897
Источник: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00468630_0.html

1.5 Ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà ðàçâèòèå îäàðåííîñòè

Èñõîäÿ èç âñåãî âûøåñêàçàííîãî ìîæíî âûäåëèòü ôàêòîðû, âëèÿþùèå íà ðàçâèòèå îäàðåííîñòè:

1. Íåðàâíîìåðíîñòü âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ îäàðåííûõ äåòåé

Ó ÷àñòè îäàðåííûõ äåòåé, ïðåæäå âñåãî, èñêëþ÷èòåëüíî îäàðåííûõ â êàêîé-ëèáî îäíîé îáëàñòè, îòìå÷àåòñÿ äåéñòâèòåëüíî äèñãàðìîíè÷íîå ðàçâèòèå, êîòîðîå ïðÿìî âëèÿåò íà ëè÷íîñòü â ïåðèîä åå ñòàíîâëåíèÿ è ÿâëÿåòñÿ èñòî÷íèêîì ìíîãèõ ïðîáëåì íåîáû÷íîãî ðåáåíêà.

2. Ñåìüÿ îäàðåííîãî ðåáåíêà

Ñåìüÿ îäàðåííîãî ðåáåíêà âî âñåõ ñëó÷àÿõ èìååò íåïîñðåäñòâåííîå îòíîøåíèå ê ðàçâèòèþ åãî ëè÷íîñòè è îäàðåííîñòè. Äàæå âíåøíå, êàçàëîñü áû, íåáëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ îêàçûâàþòñÿ â áîëüøåé èëè ìåíüøåé ñòåïåíè áåçðàçëè÷íû äëÿ ðàçâèòèÿ ñïîñîáíîñòåé, à âîò îñîáåííî âàæíûå äëÿ èõ ðàçâèòèÿ õàðàêòåðèñòèêè, ïðåæäå âñåãî ïîâûøåííîå âíèìàíèå ðîäèòåëåé, èìåþòñÿ â ïîëíîì (èíîãäà äàæå ïðåóâåëè÷åííîì) îáúåìå.

3. Âçàèìîîòíîøåíèÿ îäàðåííîãî ðåáåíêà ñî ñâåðñòíèêàìè è âçðîñëûìè.

Áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ ïîíèìàíèÿ îñîáåííîñòåé ëè÷íîñòè îäàðåííîãî ðåáåíêà è õàðàêòåðà åå ñòàíîâëåíèÿ èìååò àíàëèç åãî âçàèìîîòíîøåíèé ñî ñâåðñòíèêàìè è âçðîñëûìè. ×àñòî ìíîãèå îäàðåííûå äåòè ïîëüçóþòñÿ áîëüøîé ïîïóëÿðíîñòüþ â êîëëåêòèâå ñâåðñòíèêîâ.  îñîáåííîñòè ýòî îòíîñèòñÿ ê äåòÿì ñ ïîâûøåííûìè ôèçè÷åñêèìè âîçìîæíîñòÿìè è, åñòåñòâåííî, ê äåòÿì-ëèäåðàì. Ãîðàçäî ñëîæíåå ñèòóàöèÿ ñ îñîáîé îäàðåííîñòüþ. Âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ ýòà îäàðåííîñòü ñîïðîâîæäàåòñÿ íåîáû÷íûì ïîâåäåíèåì è ñòðàííîñòÿìè, ÷òî âûçûâàåò ó îäíîêëàññíèêîâ íåäîóìåíèå èëè íàñìåøêó.

Ó÷èòåëÿ òàêæå íåîäíîçíà÷íî âîñïðèíèìàþò ñâîå îòíîøåíèå ê îäàðåííûì äåòÿì. Åäèíñòâåííàÿ ãðóïïà äåòåé, âñåãäà îùóùàþùàÿ èõ ÿâíîå ðàñïîëîæåíèå, — ýòî äåòè ñ ïîâûøåííûìè ó÷åáíûìè ñïîñîáíîñòÿìè. Âî âñåõ äðóãèõ ñëó÷àÿõ âñå çàâèñèò îò ëè÷íîñòè ñàìîãî ó÷èòåëÿ.

4. Ëè÷íîñòü îäàðåííîãî ðåáåíêà

Õîòÿ âñå îäàðåííûå äåòè ÿâëÿþòñÿ ðàçíûìè — ïî òåìïåðàìåíòó, èíòåðåñàì, âîñïèòàíèþ è, ñîîòâåòñòâåííî, ïî ëè÷íîñòíûì ïðîÿâëåíèÿì — òåì íå ìåíåå, ñóùåñòâóþò îáùèå îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè, õàðàêòåðèçóþùèå áîëüøèíñòâî îäàðåííûõ äåòåé è ïîäðîñòêîâ. Âîò íåêîòîðûå èç íèõ:

· Îñîáàÿ ñèñòåìà öåííîñòåé, ëè÷íîñòíûõ ïðèîðèòåòîâ, âàæíåéøåå ìåñòî â êîòîðîé çàíèìàåò äåÿòåëüíîñòü, ñîîòâåòñòâóþùàÿ ñîäåðæàíèþ îäàðåííîñòè.

· ïåðôåêöèîíèçì, òî åñòü ñòðåìëåíèå äîáèòüñÿ ñîâåðøåíñòâà â âûïîëíåíèè äåÿòåëüíîñòè.

· ñàìîîöåíêà, õàðàêòåðèçóþùàÿ ïðåäñòàâëåíèå ðåáåíêà î ñâîèõ ñèëàõ è âîçìîæíîñòÿõ. Âïîëíå çàêîíîìåðåí òîò ôàêò, ÷òî ñàìîîöåíêà ó ýòèõ äåòåé è ïîäðîñòêîâ âåñüìà âûñîêàÿ.

· ïîâûøåííàÿ âïå÷àòëèòåëüíîñòü è ñâÿçàííàÿ ñ íåé îñîáàÿ ýìîöèîíàëüíàÿ ÷óâñòâèòåëüíîñòü.

· íåçàâèñèìîñòü (àâòîíîìíîñòü):òðóäíîñòü, à èíîãäà è íåâîçìîæíîñòü äåéñòâîâàòü, äóìàòü è ïîñòóïàòü òàê, êàê áîëüøèíñòâî.

Ñ ó÷åòîì âûøåñêàçàííîãî, âñå ôîðìû ðàáîòû ñ îäàðåííûìè äåòüìè äîëæíû â ïîëíîé ìåðå ó÷èòûâàòü ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè îäàðåííîãî ðåáåíêà è îðèåíòèðîâàòüñÿ íà ýôôåêòèâíóþ ïîìîùü â ðåøåíèè åãî ïðîáëåì.

2. Ðàáîòà ñ îäàðåííûìè äåòüìè

  • 2.1 Íàïðàâëåíèÿ ðàáîòû ñ îäàðåííûìè äåòüìè â ñôåðå îáðàçîâàíèÿ

Ñîõðàíåíèå è ðàçâèòèå îäàð¸ííîñòè äåòåé âàæíåéøàÿ ïðîáëåìà íàøåãî îáùåñòâà. Ïåðåä ó÷èòåëåì ñòîèò îñíîâíàÿ çàäà÷à — ñïîñîáñòâîâàòü ðàçâèòèþ ëè÷íîñòè ðåáåíêà. Ðàáîòà ïî îáó÷åíèþ îäàð¸ííûõ äåòåé — çàäà÷à, òðåáóþùàÿ ñîâìåñòíûõ äåéñòâèé ìíîãèõ ñïåöèàëèñòîâ.  øêîëüíîì âîçðàñòå ïðîöåíò òàêèõ äåòåé î÷åíü ìàë, è ÷àùå âñåãî îíè ëèøåíû íåîáõîäèìîé äëÿ ðàçâèòèÿ èõ òàëàíòîâ ïîääåðæêè. Îäàðåííûé ðåáåíîê, â îòëè÷èå îò îäàð¸ííîãî âçðîñëîãî, ñôîðìèðîâàâøàÿñÿ ëè÷íîñòü, áóäóùåå êîòîðîãî åù¸ íå îïðåäåëåíî, ïîýòîìó âàæíî ñîçäàâàòü ñðåäó äëÿ åãî ïîëíîöåííîãî ðàçâèòèÿ. Íå ñëó÷àéíî ôåäåðàëüíûå ñòàíäàðòû âòîðîãî ïîêîëåíèÿ äåëàþò àêöåíò íà äåÿòåëüíîñòíûé ïîäõîä â îáðàçîâàòåëüíîì ïðîöåññå, ò.å. ñïîñîáíîñòè áûòü àâòîðîì, òâîðöîì àêòèâíûì ñîçèäàòåëåì ñâîåé æèçíè, óìåòü ñòàâèòü öåëü, èñêàòü ñïîñîáû å¸ äîñòèæåíèÿ, áûòü ñïîñîáíûì ê ñâîáîäíîìó âûáîðó è îòâåòñòâåííîñòè çà íåãî, ìàêñèìàëüíî èñïîëüçîâàòü ñâîè ñïîñîáíîñòè.

Íà óðîêàõ ìåòîäû è ôîðìû ðàáîòû ñ îäàðåííûìè ó÷àùèìèñÿ, ïðåæäå âñåãî, äîëæíû îðãàíè÷åñêè ñî÷åòàòüñÿ ñ ìåòîäàìè è ôîðìàìè ðàáîòû ñî âñåìè ó÷àùèìèñÿ øêîëû è â òî æå âðåìÿ îòëè÷àòüñÿ ñâîåîáðàçèåì. Ãîâîðÿ î ôîðìàõ ðàáîòû ñ îäàðåííûìè äåòüìè, íåîáõîäèìî ñðàçó îãîâîðèòü ñëåäóþùåå: ðàáîòà ñ òàêèìè ó÷àùèìèñÿ ðàñïàäàåòñÿ íà äâå ôîðìû — óðî÷íóþ è âíåóðî÷íóþ. Ñëåäóåò ïðèçíàòü íåöåëåñîîáðàçíûì â óñëîâèÿõ øêîëû âûäåëåíèå òàêèõ ó÷àùèõñÿ â îñîáûå ãðóïïû äëÿ îáó÷åíèÿ ïî âñåì ïðåäìåòàì. Îäàðåííûå äåòè äîëæíû îáó÷àòüñÿ â êëàññàõ âìåñòå ñ äðóãèìè ó÷àùèìèñÿ. Ýòî ïîçâîëèò ñîçäàòü óñëîâèÿ äëÿ äàëüíåéøåé ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè îäàðåííûõ äåòåé è îäíîâðåìåííî äëÿ âûÿâëåíèÿ ñêðûòîé äî îïðåäåëåííîãî âðåìåíè îäàðåííîñòè, äëÿ ìàêñèìàëüíî âîçìîæíîãî ðàçâèòèÿ âñåõ ó÷àùèõñÿ äëÿ âûïîëíåíèÿ èìè ðàçëè÷íîãî ðîäà ïðîåêòíîé äåÿòåëüíîñòè, òâîð÷åñêèõ çàäàíèé.

 ðàáîòå ñ îäàðåííûìè äåòüìè öåëåñîîáðàçíî ïîëîæèòü ñëåäóþùèå ïðèíöèïû ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè:

* ïðèíöèï ìàêñèìàëüíîãî ðàçíîîáðàçèÿ ïðåäîñòàâëåííûõ âîçìîæíîñòåé äëÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè;

* ïðèíöèï âîçðàñòàíèÿ ðîëè âíåóðî÷íîé äåÿòåëüíîñòè;

* ïðèíöèï èíäèâèäóàëèçàöèè è äèôôåðåíöèàöèè îáó÷åíèÿ;

* ïðèíöèï ñîçäàíèÿ óñëîâèé äëÿ ñîâìåñòíîé ðàáîòû ó÷àùèõñÿ ïðè ìèíèìàëüíîì ó÷àñòèè ó÷èòåëÿ;

* ïðèíöèï ñâîáîäû âûáîðà ó÷àùèìèñÿ ïîìîùè, íàñòàâíè÷åñòâà.

Òàêèì îáðàçîì, âñå ïåðå÷èñëåííûå ïðèíöèïû â ïîëíîé ìåðå íàõîäÿò îòðàæåíèå â îñíîâîïîëàãàþùèõ èäåÿõ íîâûõ ôåäåðàëüíûõ ñòàíäàðòîâ.

 ðàáîòå ñ îäàðåííûìè äåòüìè íàèáîëåå ýôôåêòèâíûìè èç ñîâðåìåííûõ ïåäàãîãè÷åñêèõ òåõíîëîãèé ÿâëÿþòñÿ òåõíîëîãèè ïðîäóêòèâíîãî îáó÷åíèÿ è êîìïåòåíòíîñòíîãî ïîäõîäà.

Ó îäàð¸ííûõ äåòåé ÷¸òêî ïðîÿâëÿåòñÿ ïîòðåáíîñòü â èññëåäîâàòåëüñêîé è ïîèñêîâîé àêòèâíîñòè — ýòî îäíî èç óñëîâèé, êîòîðîå ïîçâîëÿåò ó÷àùèìñÿ ïîãðóçèòüñÿ â òâîð÷åñêèé ïðîöåññ îáó÷åíèÿ è âîñïèòûâàåò â í¸ì æàæäó çíàíèé.

Îáó÷åíèå òàëàíòëèâîãî ðåáåíêà è âûðàáîòêà ó íåãî óìåíèÿ ñàìîñòîÿòåëüíî óñâàèâàòü ñëîæíûé ìàòåðèàë — ýòî òîò ïåðâûé øàã, êîòîðûé äîëæåí ïðîäåëàòü ïåäàãîã ñî ñâîèì ïîäîïå÷íûì, ÷òîáû ïðèâèòü ðåáåíêó âêóñ ê ñåðüåçíîé âêëþ÷àþùåé â ñåáÿ ýëåìåíòû òâîð÷åñêîãî ïîäõîäà ðàáîòå, êîòîðàÿ áóäåò ñîïóòñòâîâàòü äàííîìó ðåáåíêó â æèçíè. Êðîìå òîãî, ââîäÿ òàëàíòëèâîãî ðåáåíêà â ïðåäìåò èññëåäîâàíèÿ, ïðèîáùàÿ åãî ê íàóêå, íåîáõîäèìî ñòàâèòü êîíêðåòíóþ çàäà÷ó, à èìåííî, ðàçâèòèå ñàìîñòîÿòåëüíîñòè â ïðèíÿòèè ðåøåíèé ïî íàó÷íûì âîïðîñàì è ïðîáëåìàì, à òàêæå ïðèäóìûâàíèå ðåáåíêîì ñâîèì, êà÷åñòâåííî íîâûõ èäåé.

 çàêëþ÷åíèå õîòåëîñü áû îòìåòèòü, ÷òî ðàáîòà ïåäàãîãà ñ îäàðåííûìè äåòüìè — ýòî ñëîæíûé è íèêîãäà íå ïðåêðàùàþùèéñÿ ïðîöåññ. Îí òðåáóåò îò ó÷èòåëÿ ëè÷íîñòíîãî ðîñòà, õîðîøèõ, ïîñòîÿííî îáíîâëÿåìûõ çíàíèé â îáëàñòè ïñèõîëîãèè îäàðåííûõ è èõ îáó÷åíèÿ, à òàêæå òåñíîãî ñîòðóäíè÷åñòâà ñ ïñèõîëîãàìè, äðóãèìè ó÷èòåëÿìè, àäìèíèñòðàöèåé è îáÿçàòåëüíî ñ ðîäèòåëÿìè. Îí òðåáóåò ïîñòîÿííîãî ðîñòà ìàñòåðñòâà ïåäàãîãè÷åñêîé ãèáêîñòè, óìåíèÿ îòêàçàòüñÿ îòòîãî, ÷òî åùå ñåãîäíÿ êàçàëîñü òâîð÷åñêîé íàõîäêîé è ñèëüíîé ñòîðîíîé. Îá ýòîì î÷åíü òî÷íî âûñêàçàëñÿ Ñîêðàò: «Ó÷èòåëü, ïîäãîòîâü ñåáå ó÷åíèêà, ó êîòîðîãî ñàì ñìîæåøü ó÷èòüñÿ».

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 6838
Источник: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00468630_0.html

Çàêëþ÷åíèå

Äåòñêàÿ îäàðåííîñòü — ñëîæíîå è ìíîãîàñïåêòíîå ÿâëåíèå. Ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ïîäõîäîâ ê îïðåäåëåíèþ îäàðåííîñòè, òî÷åê çðåíèÿ íà ïðîáëåìó îäàðåííîñòè. Âîçíèêàåò îñòðàÿ íåîáõîäèìîñòü â îñîáûõ, íàó÷íî îáîñíîâàííûõ ìåòîäîâ ðàáîòû ñ äåòüìè ñ ðàçëè÷íûìè âèäàìè îäàðåííîñòè.

 ðåàëüíîé ïðàêòèêå ñ îäàðåííûìè äåòüìè çà÷àñòóþ îñíîâíîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ óæå â òîé èëè èíîé ñòåïåíè ïðîÿâèâøèìñÿ âèäàì îäàðåííîñòè. Àäåêâàòíîå ðàññìîòðåíèå óíèêàëüíîãî ïî ñâîåé ïðèðîäå ÿâëåíèÿ äåòñêîé îäàðåííîñòè òðåáóåò ïîäõîäà, ó÷èòûâàþùåãî êàê ñïîñîáíîñòè, òàê è îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè îäàðåííîãî ðåáåíêà, åãî íðàâñòâåííîãî, äóõîâíîãî îáëèêà. Àíàëèç âñåãî ñëîæíîãî ïåðåïëåòåíèÿ ñåìåéíûõ, øêîëüíûõ, ëè÷íîñòíûõ ïðîáëåì îäàðåííûõ äåòåé ìîæåò ñëóæèòü íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêîé îñíîâîé äëÿ ïñèõîëîãè÷åñêîãî êîíñóëüòèðîâàíèÿ ó÷èòåëåé è ðîäèòåëåé.

Âûÿâëåíèå îäàðåííûõ äåòåé äîëæíî îñóùåñòâëÿòüñÿ â ðàìêàõ êîìïëåêñíîé è èíäèâèäóàëèçèðîâàííîé ïðîãðàììû èäåíòèôèêàöèè îäàðåííîñòè ðåáåíêà. Ïîäîáíîãî ðîäà ïðîãðàììà ïðåäïîëàãàåò èñïîëüçîâàíèå ìíîæåñòâà ðàçëè÷íûõ èñòî÷íèêîâ èíôîðìàöèè, àíàëèç ïðîöåññà ðàçâèòèÿ ðåáåíêà íà äîñòàòî÷íî äëèòåëüíîì îòðåçêå âðåìåíè, à òàêæå ïðèìåíåíèå âàëèäíûõ ìåòîäîâ ïñèõîäèàãíîñòèêè.  ÷àñòíîñòè, äèàãíîñòèêà îäàðåííîñòè äîëæíà ñëóæèòü íå öåëÿì îòáîðà, à ñðåäñòâîì äëÿ íàèáîëåå ýôôåêòèâíîãî îáó÷åíèÿ è ðàçâèòèÿ îäàðåííîãî ðåáåíêà. Áîëåå òîãî, ïðåäúÿâëÿþòñÿ îñîáûå òðåáîâàíèÿ ê ñïåöèàëèñòàì, ðàáîòàþùèì ñ îäàðåííûìè äåòüìè, è ïðåäïîëàãàåò ñîîòâåòñòâóþùèå ôîðìû ïîäãîòîâêè ýòèõ ñïåöèàëèñòîâ.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

1. Àíäðååâ Â.È., «Äèàëåêòèêà âîñïèòàíèÿ è ñàìîâîñïèòàíèÿ òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè. Îñíîâû ïåäàãîãèêè òâîð÷åñòâà», Êàçàíü, 2007.

2. Ëåéòåñ Í.Ñ. Âîçðàñòíàÿ îäàðåííîñòü è èíäèâèäóàëüíûå ðàçëè÷èÿ: èçáðàííûå òðóäû. Ì.: Èçäàòåëüñòâî Ìîñêîâñêîãî ïñèõîëîãî-ñîöèàëüíîãî èíñòèòóòà; Âîðîíåæ: Èçäàòåëüñòâî ÍÏÎ «ÌÎÄÝÊ», 2003.

3. Îïûò ðàáîòû ñ îäàðåííûìè äåòüìè â ñîâðåìåííîé Ðîññèè. Ñáîðíèê ìàòåðèàëîâ Âñåðîññèéñêîé íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêîé êîíôåðåíöèè / Íàó÷. ðåä. Í.Þ. Ñèíÿãèíà, Í.Â. Çàéöåâà. Ì.: Àðìàíîâ-öåíòð, 2010.

4. Îïûò ðàáîòû ñ îäàðåííûìè äåòüìè â ñîâðåìåííîé Ðîññèè: ìàòåðèàëû Âñåðîññèéñêîé íàó÷íî-ïðàêòè÷åñêîé êîíôåðåíöèè. Ìîñêâà, 6- ãîäà/ Íàó÷íûé ðåäàêòîð Ë.Ï. Äóãàíîâà.

5. Ñëîâàðü ïðàêòè÷åñêîãî ïñèõîëîãà/Ñîñò. Ñ.Þ. Ãîëîâèí. — Ìèíñê: Õàðâåñò, 1998. 800 ñ.

Блок: 9/9 | Кол-во символов: 2253
Источник: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00468630_0.html
Кол-во блоков: 12 | Общее кол-во символов: 34190
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://spravochnick.ru/pedagogika/ponyatie_odarennosti_v_pedagogike/: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 2007 (6%)
  2. https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00468630_0.html: использовано 7 блоков из 9, кол-во символов 22714 (66%)
  3. https://moluch.ru/archive/105/24914/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 9469 (28%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

1 Комментарий

  1. Не верю в то что есть какие-то супер одарённые дети. Считаю что просто есть дети с которыми много занимаются. Мы тоже стараемся не падать в грязь лицом. Регулярно секции, кружки, репетиторы. А чтобы малышу было проще, чтобы усидчивость в том числе была хорошей мы даём Витамишки Мульти. Они к тому же без искусственных ароматизаторов и красителей, а это тоже немаловажный момент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *