Адаптация первокурсников в вузе — рассмотрим досконально

Университетское управление. 2001.  № 4(19). С. 65-69. 


Статья выполнена в рамках проекта Министерства образования РФ от г. (284) 461. 012 по программе «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образования».

Студенческая жизнь начинается с первого курса. И потому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе — залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста. Этим определяется и исследовательский, и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников.

Социологическое исследование проведено в наиболее крупных регионах, определяющих образовательную ситуацию в Российской Федерации. Опрошены студенты вузов Центрального и Северо-Западного регионов, Урала и Сибири.


Л.Н.Боронина, Ю.Р.Вишневский,

Я.В.Дидковская, С.И.Минеева,


Уральский государственный технический университет — УПИ

Блок: 1/2 | Кол-во символов: 980
Источник: http://ecsocman.hse.ru/text/18030940

Адаптация в современных науках

Современная психология и социология рассматривают понятие адаптации как процесса и результата установления гармоничного взаимодействия между личностью и окружающей социальной средой. Сущностью адаптации называют приведение субъекта адаптации к оптимальному соответствию с требованиями ее объекта (социальной среды). Если нарушается стабильность (субъект перемещается в другую среду, изменяется сама среда или ее условия) возникает рассогласование в системе ее субъекта и объекта, это влечет за собой функциональное расстройство и потерю целостности. Как результат – возникновение адаптивной ситуации, в которой система или отдельные ее элементы стремятся восстановить нарушенное равновесие. Характерна такая ситуация для любого вида адаптации человека, которая понимается как целенаправленный и активный процесс разрешения противоречий, появляющихся при взаимодействии человека с новой социальной и природной средой.

Адаптация в трактовке В.А. Якунина это процесс взаимодействия человек — окружающая среда, результатом которого является возникновение стратегии и модели поведения, адекватных условиям, меняющимся в этой среде.

При адаптации личность путем перестройки или подбора стратегии поведения приспосабливается к изменениям в социальной среде. Д.В. Колесов использовал критерий оптимального соответствия, чтобы построить модель стадиальности адаптационного процесса. Она содержит следующие стадии:

  1. Уравновешивание это установление равновесия между индивидом и средой, с проявлением взаимного терпения к стереотипам поведения и системе ценностей.
  2. Псевдоадаптация сочетает в себе  внешнюю приспособленность к обстановке и отрицательное отношение к ее требованиям и нормам.
  3. Приноравливание это принятие и признание основных ценностей в новой среде.
  4. Уподобление это психическая переориентация индивида, преобразование его прежних установок, ориентаций и взглядов.

Такая модель достаточно условна, ее стадии могут выступать одновременно или же взаимозаменяться.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1986
Источник: https://paidagogos.com/adaptatsiya-pervokursnikov-k-obucheniyu.html

Библиографическая ссылка

Ленский В.И. АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.;

URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13322 (дата обращения: ).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 398
Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13322

Факторы влияния на адаптацию


Каждый преподаватель ВУЗа знает из собственного опыта о том, что работать и производить педагогическое общение с первокурсниками можно лишь при наличии некоторых отличительных особенностей. Обусловлено это психофизиологическими особенностями возраста, социальными факторами. К факторам, влияющим на адаптацию к ВУЗу, относят социологический блок, психологический и педагогический.

Социологический блок включает в себя: возраст, социальное происхождение студента, тип законченного им образовательного учреждения. Психологический блок включает: социально-психологические и индивидуально-психологические факторы – направленность, интеллект, положение в группе, личностный адаптационный потенциал. В педагогический блок входит: организация среды, уровень педагогического мастерства, материально-техническую базу.

Любое обучение, а вузовское в особенности, дело не из легких. Связано это с многочисленными причинами методического, организационного и психологического характера. Трудности могут быть общими, типичными для всех студентов, и частными, характерными для студентов первых курсов. К последним, например, относится стресс, возникший при переходе выпускников школ к другой форме обучения. С первых дней они оказываются в совсем другой, незнакомой жизни. Чтобы решить вопрос успешной адаптации, нужно выявить типичные проблемы, которые ждут учеников при вступлении в студенческую жизнь. Среди таких проблем самыми значительными можно назвать:

  • Возрастание объема нагрузки;
  • Сложность при усвоении новых дисциплин;
  • Сложность взаимоотношений в новом коллективе;
  • Построение системы отношений с новыми преподавателями.

Педагогическое управление адаптацией.

Учитывая многофакторность адаптации студентов к новой среде ВУЗа, стоит сказать о роли педагогического управления данным процессом. Для этого привлекается педагогический состав и кураторы курсов. Чтобы обеспечить эффективную адаптацию первокурсников к новой среде, необходимо выполнить несколько шагов:

  •  Изучить личностные особенности студентов первого курса;
  • Выявить трудности периода адаптации и особенности включения в студенческую жизнь;
  • Работа над полученными данными – анализ и обобщение;
  • Подготовка на их основе рекомендаций для преподавателей и кураторов, которые направлены на оптимизацию периода адаптации;
  • Круглый стол при участии представителей социальной, внеучебной, воспитательной работы.
  • Проведение кураторского часа, во время которого будут обсуждаться различные проблемы первокурсников, и проводиться различные мероприятия;
  • Разработка и совершенствование образовательных программ для первокурсников;
  • Организация практических занятий, способствующих повышению уровня осознания всех трудностей периода адаптации, освоение способов как их преодолеть и развить навыки конструктивного общения;
  • Организация работы с кураторами и преподавателями, которые работают с первокурсниками, с целью повысить у педагогов уровень психолого-педагогической грамотности;
  • Научно-методологическое и социально-психологическое сопровождение кураторов при проведении занятий с первокурсниками;
  • Индивидуальные и групповые консультации студентов и преподавателей;
  • Анализ результатов работы и ее планирование на будущее.

В том, чтобы адаптация к ВУЗу была эффективной заинтересованы не только первокурсники, но и преподаватели ВУЗа. Успешное начало обучения помогает студенту в дальнейшей учебе, положительно влияет на построение отношений внутри коллектива и с преподавателями. От того, насколько успешной будет адаптация студента к ВУЗу, зависит его личностное развитие и дальнейшая профессиональная карьера.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 3560
Источник: https://paidagogos.com/adaptatsiya-pervokursnikov-k-obucheniyu.html

Стадии

Стадии адаптации личности студента первого курса, его учебной группы, к новой социокультурной среде, выделенные Е.В. Осипчуковой:

  1. Начальная стадия. Индивид (группа) осознает, как должен себя вести в новой социальной среде, но принять и признать новую систему ценностей ВУЗа еще не готов, поэтому стремится придерживаться привычной системы ценностей.
  2. Стадия терпимости. Между индивидом, группой и новой средой возникает взаимная терпимость к образцам поведения и системе ценностей.
  3. Аккомодация – принятие и признание индивидуумом системы ценностей в новой среде и одновременной признание группой новой социкультурной среды ценностей индивида.
  4. Ассимиляция – совпадение системы ценностей индивида (группы), среды.

Результатом осуществления личностного адаптационного потенциала при адаптации можно назвать адаптированность – определенное состояние личности, выступающее итогом процесса адаптации. Обеспечить достижение какого-либо уровня адаптированности позволяют стратегии адаптивного поведения, выбирая которые человек, взаимодействую с окружающей средой, достигает поставленного уровня или нет.

Среди стратегий адаптивного поведения можно выделить следующие:

  • Активное изменение себя;
  • Активное изменение среды;
  • Уход от контакта с окружающей средой и углубление во внутренний мир;
  • Уход из среды, поиск новой;
  • Пассивное подчинение условиям окружающей среды;
  • Пассивное ожидание изменений внутри себя;
  • Пассивное ожидание внешних изменений.

Некоторые исследования показывают, что лучшего адаптивного эффекта, который будет отражать высокий уровень адаптированности, можно достигнуть при сочетании стратегий, направленных на одновременное и активное изменение не только себя, но и окружающей среды. Умеренный результат адаптации достигается при внешнем приспособлении субъекта обучения к среде, которое не вызывает изменений внутри личности, и две модели поведения: выжидание внутренних и внешних изменений или уход из среды. Характеризующийся негативным эффектом в адаптации низкий уровень адаптированности возникает при отказе субъекта взаимодействовать со средой и углубление в собственный внутренний мир.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 2094
Источник: https://paidagogos.com/adaptatsiya-pervokursnikov-k-obucheniyu.html

Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА

120 лет опыта подготовки

Блок: 3/18 | Кол-во символов: 124
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356

Сервис онлайн-консультаций

Выбери профессию, о которой потом не пожалеешь

Блок: 4/18 | Кол-во символов: 139
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356

Международный колледж искусств и коммуникаций

МКИК — современный колледж

Блок: 5/18 | Кол-во символов: 138
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356

Английский язык

Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.

Блок: 6/18 | Кол-во символов: 200
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356

15 правил безопасного поведения в интернете

Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.

Блок: 7/18 | Кол-во символов: 166
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356

Олимпиады для школьников

Перечень, календарь, уровни, льготы.

Блок: 8/18 | Кол-во символов: 127
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356

Первый экономический

Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Блок: 9/18 | Кол-во символов: 156
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356

Билет в Голландию

Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.

Блок: 10/18 | Кол-во символов: 190
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356

Цифровые герои

Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.

Блок: 11/18 | Кол-во символов: 205
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356

Работа будущего

Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет

Блок: 12/18 | Кол-во символов: 186
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356

Профессии мечты

Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.

Блок: 13/18 | Кол-во символов: 207
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356

Экономическое образование

О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.

Блок: 14/18 | Кол-во символов: 215
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356

Гуманитарная сфера

Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.

Блок: 15/18 | Кол-во символов: 187
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356

Молодые инженеры

Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.

Блок: 16/18 | Кол-во символов: 162
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356

Табель о рангах

Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.

Блок: 17/18 | Кол-во символов: 202
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356
Кол-во блоков: 22 | Общее кол-во символов: 11785
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://paidagogos.com/adaptatsiya-pervokursnikov-k-obucheniyu.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 7640 (65%)
  2. https://www.ucheba.ru/article/5356: использовано 16 блоков из 18, кол-во символов 2767 (23%)
  3. https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13322: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 398 (3%)
  4. http://ecsocman.hse.ru/text/18030940: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 980 (8%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

1 Комментарий

  1. Я год назад была первокурсницей… конечно это очень тяжело. Смена обстановки, другой коллектив, по-другому нужно обучаться. Это всё немного выводит из колеи. Но в принципе с уровнем стресса я довольно быстро справилась, потому что принимала магний l-треонат линейки «лаборатория» эвалар. Для меня это самый оптимальный вариант по качеству, потому что это как раз та форма магния, которая проникает в мозг….другие формы таким похвастаться не могут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.