Университетское управление. 2001. № 4(19). С. 65-69.
Статья выполнена в рамках проекта Министерства образования РФ от г. (284) 461. 012 по программе «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образования».
Студенческая жизнь начинается с первого курса. И потому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе — залог дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста. Этим определяется и исследовательский, и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников.
Социологическое исследование проведено в наиболее крупных регионах, определяющих образовательную ситуацию в Российской Федерации. Опрошены студенты вузов Центрального и Северо-Западного регионов, Урала и Сибири.
Л.Н.Боронина, Ю.Р.Вишневский,
Я.В.Дидковская, С.И.Минеева,
Уральский государственный технический университет — УПИ
Источник: http://ecsocman.hse.ru/text/18030940
Содержание
- 1 Адаптация в современных науках
- 2 Факторы влияния на адаптацию
- 3 Стадии
- 3.1 Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА
- 3.2 Сервис онлайн-консультаций
- 3.3 Международный колледж искусств и коммуникаций
- 3.4 Английский язык
- 3.5 15 правил безопасного поведения в интернете
- 3.6 Олимпиады для школьников
- 3.7 Первый экономический
- 3.8 Билет в Голландию
- 3.9 Цифровые герои
- 3.10 Работа будущего
- 3.11 Профессии мечты
- 3.12 Экономическое образование
- 3.13 Гуманитарная сфера
- 3.14 Молодые инженеры
- 3.15 Табель о рангах
Адаптация в современных науках
Современная психология и социология рассматривают понятие адаптации как процесса и результата установления гармоничного взаимодействия между личностью и окружающей социальной средой. Сущностью адаптации называют приведение субъекта адаптации к оптимальному соответствию с требованиями ее объекта (социальной среды). Если нарушается стабильность (субъект перемещается в другую среду, изменяется сама среда или ее условия) возникает рассогласование в системе ее субъекта и объекта, это влечет за собой функциональное расстройство и потерю целостности. Как результат – возникновение адаптивной ситуации, в которой система или отдельные ее элементы стремятся восстановить нарушенное равновесие. Характерна такая ситуация для любого вида адаптации человека, которая понимается как целенаправленный и активный процесс разрешения противоречий, появляющихся при взаимодействии человека с новой социальной и природной средой.
Адаптация в трактовке В.А. Якунина это процесс взаимодействия человек — окружающая среда, результатом которого является возникновение стратегии и модели поведения, адекватных условиям, меняющимся в этой среде.
При адаптации личность путем перестройки или подбора стратегии поведения приспосабливается к изменениям в социальной среде. Д.В. Колесов использовал критерий оптимального соответствия, чтобы построить модель стадиальности адаптационного процесса. Она содержит следующие стадии:
- Уравновешивание это установление равновесия между индивидом и средой, с проявлением взаимного терпения к стереотипам поведения и системе ценностей.
- Псевдоадаптация сочетает в себе внешнюю приспособленность к обстановке и отрицательное отношение к ее требованиям и нормам.
- Приноравливание это принятие и признание основных ценностей в новой среде.
- Уподобление это психическая переориентация индивида, преобразование его прежних установок, ориентаций и взглядов.
Такая модель достаточно условна, ее стадии могут выступать одновременно или же взаимозаменяться.
Источник: https://paidagogos.com/adaptatsiya-pervokursnikov-k-obucheniyu.html
Библиографическая ссылка
Ленский В.И. АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13322 (дата обращения: ).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13322
Факторы влияния на адаптацию
Каждый преподаватель ВУЗа знает из собственного опыта о том, что работать и производить педагогическое общение с первокурсниками можно лишь при наличии некоторых отличительных особенностей. Обусловлено это психофизиологическими особенностями возраста, социальными факторами. К факторам, влияющим на адаптацию к ВУЗу, относят социологический блок, психологический и педагогический.
Социологический блок включает в себя: возраст, социальное происхождение студента, тип законченного им образовательного учреждения. Психологический блок включает: социально-психологические и индивидуально-психологические факторы – направленность, интеллект, положение в группе, личностный адаптационный потенциал. В педагогический блок входит: организация среды, уровень педагогического мастерства, материально-техническую базу.
Любое обучение, а вузовское в особенности, дело не из легких. Связано это с многочисленными причинами методического, организационного и психологического характера. Трудности могут быть общими, типичными для всех студентов, и частными, характерными для студентов первых курсов. К последним, например, относится стресс, возникший при переходе выпускников школ к другой форме обучения. С первых дней они оказываются в совсем другой, незнакомой жизни. Чтобы решить вопрос успешной адаптации, нужно выявить типичные проблемы, которые ждут учеников при вступлении в студенческую жизнь. Среди таких проблем самыми значительными можно назвать:
- Возрастание объема нагрузки;
- Сложность при усвоении новых дисциплин;
- Сложность взаимоотношений в новом коллективе;
- Построение системы отношений с новыми преподавателями.
Педагогическое управление адаптацией.
Учитывая многофакторность адаптации студентов к новой среде ВУЗа, стоит сказать о роли педагогического управления данным процессом. Для этого привлекается педагогический состав и кураторы курсов. Чтобы обеспечить эффективную адаптацию первокурсников к новой среде, необходимо выполнить несколько шагов:
- Изучить личностные особенности студентов первого курса;
- Выявить трудности периода адаптации и особенности включения в студенческую жизнь;
- Работа над полученными данными – анализ и обобщение;
- Подготовка на их основе рекомендаций для преподавателей и кураторов, которые направлены на оптимизацию периода адаптации;
- Круглый стол при участии представителей социальной, внеучебной, воспитательной работы.
- Проведение кураторского часа, во время которого будут обсуждаться различные проблемы первокурсников, и проводиться различные мероприятия;
- Разработка и совершенствование образовательных программ для первокурсников;
- Организация практических занятий, способствующих повышению уровня осознания всех трудностей периода адаптации, освоение способов как их преодолеть и развить навыки конструктивного общения;
- Организация работы с кураторами и преподавателями, которые работают с первокурсниками, с целью повысить у педагогов уровень психолого-педагогической грамотности;
- Научно-методологическое и социально-психологическое сопровождение кураторов при проведении занятий с первокурсниками;
- Индивидуальные и групповые консультации студентов и преподавателей;
- Анализ результатов работы и ее планирование на будущее.
В том, чтобы адаптация к ВУЗу была эффективной заинтересованы не только первокурсники, но и преподаватели ВУЗа. Успешное начало обучения помогает студенту в дальнейшей учебе, положительно влияет на построение отношений внутри коллектива и с преподавателями. От того, насколько успешной будет адаптация студента к ВУЗу, зависит его личностное развитие и дальнейшая профессиональная карьера.
Источник: https://paidagogos.com/adaptatsiya-pervokursnikov-k-obucheniyu.html
Стадии
Стадии адаптации личности студента первого курса, его учебной группы, к новой социокультурной среде, выделенные Е.В. Осипчуковой:
- Начальная стадия. Индивид (группа) осознает, как должен себя вести в новой социальной среде, но принять и признать новую систему ценностей ВУЗа еще не готов, поэтому стремится придерживаться привычной системы ценностей.
- Стадия терпимости. Между индивидом, группой и новой средой возникает взаимная терпимость к образцам поведения и системе ценностей.
- Аккомодация – принятие и признание индивидуумом системы ценностей в новой среде и одновременной признание группой новой социкультурной среды ценностей индивида.
- Ассимиляция – совпадение системы ценностей индивида (группы), среды.
Результатом осуществления личностного адаптационного потенциала при адаптации можно назвать адаптированность – определенное состояние личности, выступающее итогом процесса адаптации. Обеспечить достижение какого-либо уровня адаптированности позволяют стратегии адаптивного поведения, выбирая которые человек, взаимодействую с окружающей средой, достигает поставленного уровня или нет.
Среди стратегий адаптивного поведения можно выделить следующие:
- Активное изменение себя;
- Активное изменение среды;
- Уход от контакта с окружающей средой и углубление во внутренний мир;
- Уход из среды, поиск новой;
- Пассивное подчинение условиям окружающей среды;
- Пассивное ожидание изменений внутри себя;
- Пассивное ожидание внешних изменений.
Некоторые исследования показывают, что лучшего адаптивного эффекта, который будет отражать высокий уровень адаптированности, можно достигнуть при сочетании стратегий, направленных на одновременное и активное изменение не только себя, но и окружающей среды. Умеренный результат адаптации достигается при внешнем приспособлении субъекта обучения к среде, которое не вызывает изменений внутри личности, и две модели поведения: выжидание внутренних и внешних изменений или уход из среды. Характеризующийся негативным эффектом в адаптации низкий уровень адаптированности возникает при отказе субъекта взаимодействовать со средой и углубление в собственный внутренний мир.
Источник: https://paidagogos.com/adaptatsiya-pervokursnikov-k-obucheniyu.html
Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА
120 лет опыта подготовки
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356
Сервис онлайн-консультаций
Выбери профессию, о которой потом не пожалеешь
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356
Международный колледж искусств и коммуникаций
МКИК — современный колледж
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356
Английский язык
Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356
15 правил безопасного поведения в интернете
Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356
Олимпиады для школьников
Перечень, календарь, уровни, льготы.
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356
Первый экономический
Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356
Билет в Голландию
Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356
Цифровые герои
Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356
Работа будущего
Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356
Профессии мечты
Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356
Экономическое образование
О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356
Гуманитарная сфера
Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356
Молодые инженеры
Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356
Табель о рангах
Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.
Источник: https://www.ucheba.ru/article/5356
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://paidagogos.com/adaptatsiya-pervokursnikov-k-obucheniyu.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 7640 (65%)
- https://www.ucheba.ru/article/5356: использовано 16 блоков из 18, кол-во символов 2767 (23%)
- https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13322: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 398 (3%)
- http://ecsocman.hse.ru/text/18030940: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 980 (8%)
Я год назад была первокурсницей… конечно это очень тяжело. Смена обстановки, другой коллектив, по-другому нужно обучаться. Это всё немного выводит из колеи. Но в принципе с уровнем стресса я довольно быстро справилась, потому что принимала магний l-треонат линейки «лаборатория» эвалар. Для меня это самый оптимальный вариант по качеству, потому что это как раз та форма магния, которая проникает в мозг….другие формы таким похвастаться не могут.