В деятельности человека завершаются его потребности. Ими же она активизируется. То есть в процессе деятельности удовлетворяются актуальные потребности, формируются новые. Однако при этом происходит не только изменение потребностей, но и изменение индивидуальности человека. Какое еще влияние на развитие человека оказывает деятельность? Давайте разберемся.
Источник: https://psychologist.tips/712-deyatelnost-cheloveka-chto-eto-v-psihologii-vidy-deyatelnosti-i-ih-harakteristika.html
Содержание
Понятие деятельности в психологии
Понятие «деятельность», наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является одним из основополагающих в психологической науке. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Деятельность является формой активности человека, т.е. формой его взаимодействия со средой. Но деятельность – это не любая активность, деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (определение Шадрикова).
Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/psihologicheskaya-harakteristika-deyatelnosti/
Это интересно: Девы мужчины в отношениях (видео)
Общие сведения
В деятельности, как положительной, так и отрицательной, можно выделить (предполагается наличие) следующие, выполняемые в общем случае, процессы:
- процесс принятия решения
- процесс вовлечения в деятельность
- процесс целеполагания
- процесс проектирования плана (программы) действий
- процесс осуществления плана (программы) действий
- процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями
- процессов организационных, в том числе создание структур, процессов управления и планирования
Возможно использование других оснований для структурного представления деятельности, определяемых задачами и целями исследования. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.
Первым в советской психологии автором и разработчиком разноуровневой концепции организации поведения, психологии деятельности, психологии личности и психологической теории развития субъекта в деятельности и в общении, которая развивалась позднее С. Л. Рубинштейном, В. С. Мерлиным и А. Н. Леонтьевым, Б. Г. Ананьевым, Г. В. Суходольским был М. Я. Басов.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
Психологические особенности деятельности
Деятельность имеет следующие особенности, свойственные только ей:
- Предметность: каждая деятельность имеет свой предмет. Предмет деятельности выступает двояко: первично – в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично – как образ предмета, продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может.
- Осознанность и целенаправленность. Деятельность регулируется не потребностями человека, а осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. В этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека.
- Социальная обусловленность. При всем своем своеобразии деятельность человека представляет собой систему, включенную в систему социальных отношений. Вне этих отношений человеческая деятельность не существует. Человек находит в обществе не просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, – общественные условия сами несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы. По сути, общество производит деятельность образующих его индивидов.
- Системность. Деятельность предстает не простой суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. Важно отметить, что у деятельности как целостности имеются такие свойства, которых нет ни у ее отдельных компонентов, ни у их простой суммы.
Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/psihologicheskaya-harakteristika-deyatelnosti/
Философия
Деятельность у Аристотеля
Аристотель различал несколько видов деятельности:
- труд (τὰ ἔργα, «дела»), относятся охота, земледелие, садоводство и прочие хозяйственные дела, чаще всего исполняемые по чужому приказу или вследствие жизненной необходимости, не требующие творчества («несвободная деятельность», «рутина»);
- творческая деятельность (ποίησις, «продуктивное действие»), занятия свободных граждан: изготовление вещей, а также скульптура, рисование, поэзия и т.п., требующие творческого воображения;
- публичная деятельность, поступки (πρᾶξις), власть, управление, политика, война и т.п., а также отдельные общественно-значимые поступки (например, публичные выступления), требующие свободной воли;
- чистое познание, не имеющее практических целей и достигаемое созерцательной жизнью (βίος θεωρητικός).
Низшей формой деятельности Аристотель считал труд, высшей — чистое познание.
Деятельность у Маркса
Для Маркса любая деятельность — человеческий способ отношения к миру; представляет собой процесс, в ходе которого человек творчески преобразует природу, делая тем самым себя деятельным субъектом, а явления природы — объектом своей деятельности. Политика для Маркса — это преобразование человеком самого себя через преобразование человеческого общества. Высшей формой деятельности Маркс считал не чистое познание, а познание с целью преобразование общества:
Философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его.
Деятельность у Кроче
Итальянский философ Бенедетто Кроче рассматривает деятельность (attivita, активность) как духовную форму (forme spirituale), поскольку деятельность немыслима без воли, которая является важнейшей характеристикой духа. Деятельность имеет внутреннюю структуру в зависимости от тех ценностей (valore), которыми она руководствуется. Теоретическая деятельность (l’attivita teoretica) направлена на поиск истины (vero) и достижение красоты (bello). Практическая деятельность (l’attivita pratica) ищет пользы (utile) и справедливости (giusto). Далее Кроче классифицирует деятельность по следующим основаниям:
Эффект достижения цели называется удовлетворённостью (soddisfazione).
Деятельность у Щедровицкого
Советский и российский философ, основатель методологического движения Георгий Щедровицкий понимал деятельность как единственную исходно существующую реальность. Он предлагает деятельностный (методологический) подход к сознанию, противопоставляя его натурализму как «наивной» установке мышления. Натуралистический подход сфокусирован на объекте, противостоящем мышлению и деятельности и независящем от них, и, следовательно, доступном лишь для созерцания, познания и приспособления. В противоположность натурализму, деятельностный подход рефлексивно сфокусирован на самом себе с практической установкой на преобразование и развитие средств, методов и организации собственного мышления и деятельности. Другой наиболее важной отличительной чертой деятельностного подхода является направленность на предстоящие мышление и деятельность, в связи с чем программы исследований и разработок становятся его принципиально важными составляющими.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C
Виды деятельности
Существует множество видов деятельности, но в психологии принято выделять 4 основных.
Общение
Общение – первая деятельность, в которой участвует человек (интимно-личностное общение с матерью). В этой форме активности происходит первое развитие личности.
Цель общения – установление взаимопонимания, личных и деловых отношений, оказание взаимопомощи, учебно-воспитательного влияния людей друг на друга.
Стоит отметить, что некоторые исследователи не считают общение самостоятельной деятельностью, а называют его скорее средством для реализации другой активности, достижения целей другой деятельности. Однако в младенческом возрасте именно этот вид ведущий.
Игра
Игра – основная деятельность детского возраста, но и на последующих возрастных этапах она сохраняется. Позволяет усваивать социальный опыт человеческой деятельности и человеческих отношений. Для взрослых людей игра – это отдых, снятие напряжения.
Игровая деятельность подготавливает человека к дальнейшему обучению и труду. Она развивает:
- мышление,
- память,
- воображение,
- внимание,
- способности,
- волю.
А также обуславливает формирование характера.
Учеба
Учебная деятельность выделилась из трудовой. Предполагает:
- усвоение информации о свойствах окружающего мира (знания), приемах, операциях (навыки);
- развитие способности выбирать приемы и операции в соответствии с целями и условиями (умения).
В учебной деятельности происходит усвоение знаний, выработка навыков, умений, развитие способностей.
Труд
Труд – деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта. Труд – основа существования человека, его психического, личностного развития.
Существуют другие виды деятельности, но все они выстраиваются в рамках одного из четырех названных или на стыке нескольких видов. Выбор зависит от силы, количества, своеобразия потребностей конкретного человека.
Однако в каждом возрасте человек выполняет сразу несколько видов деятельности, притом ведущим остается только один. Например, для взрослого человека – это труд.
Источник: https://psychologist.tips/712-deyatelnost-cheloveka-chto-eto-v-psihologii-vidy-deyatelnosti-i-ih-harakteristika.html
Это интересно: Добиться успеха 3
Индивидуальный стиль деятельности
Это приспособление нервной системы человека и особенностей организма к выполняемой деятельности. В основе индивидуального стиля расположен:
- темперамент человека;
- умения;
- навыки;
- опыт.
Цель такого приспособления – достижение наилучшего результата с наименьшими затратами. Темперамент обуславливает успех и неуспех человека в конкретной деятельности.
Источник: https://psychologist.tips/712-deyatelnost-cheloveka-chto-eto-v-psihologii-vidy-deyatelnosti-i-ih-harakteristika.html
Послесловие
Осознанная целенаправленная деятельность – отличие людей от животных. В ее процессе человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, обеспечивает прогресс (хотя, иногда регресс) общества, влияет на природу (сохраняет или разрушает).
Любая деятельность – это творческий выход за рамки природного, работа над самим собой и миром. Человек не только потребляет, но и создает. С помощью нее он влияет на свою жизнь.
Благодаря ей осуществляется психическое развитие личности. Однако в то же время психические процессы (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь) выступают компонентами и даже отдельными видами деятельности.
Источник: https://psychologist.tips/712-deyatelnost-cheloveka-chto-eto-v-psihologii-vidy-deyatelnosti-i-ih-harakteristika.html
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://psy-diplom.ru/shpargalki/psihologicheskaya-harakteristika-deyatelnosti/: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 2343 (5%)
- https://studopedia.ru/9_9208_ponyatie-deyatelnosti-v-psihologii.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 27569 (63%)
- https://psychologist.tips/712-deyatelnost-cheloveka-chto-eto-v-psihologii-vidy-deyatelnosti-i-ih-harakteristika.html: использовано 6 блоков из 6, кол-во символов 9450 (22%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 4210 (10%)
Мне очень интересно также то, что в психологии как-то не уделяют особого внимания развитию когнитивных функций…а это влияет на всю вашу деятельность рабочую, на общение и так далее. С недавних пор эваларовскую когнивию принимаю. Она помогает. Причём с ней даже заметила что к концу недели на работе не устаю, наоборот полна бодрости, сил и энергии.