Группа как феномен социальной психологии. Психология малой группы. Психология больших социальных групп. Психология толпы. Психология межгрупповых отношений.
Источник: https://studme.org/60802/psihologiya/sotsialnaya_psihologiya_grupp
Содержание
- 1 Понятие и задачи
- 2 История социальной психологии
- 3 Разделы социальной психологии
- 4 Группа как феномен социальной психологии
- 5 Психология малой группы
- 6 Основные формы и признаки сообществ
- 7 Обязательные этапы развития и роли индивидов внутри формирований
- 8 Функции и условия для нормального развития
- 9 Определения
- 10 Межличностные отношения индивидов внутри общности
- 11 Основные результаты
- 12 Какие факторы осложняют процесс изучения малых общностей?
- 13 Полезное видео
- 14 Литература
Понятие и задачи
В современной психологии понятие «социальная группа» — совокупность индивидов, которые имеют схожие черты, выполняют один вид деятельности, осознают себя членами общности. Группа имеет 3 основные качества:
- обязательное взаимодействие между участниками;
- единство целей, ради которых создавалась группа;
- у всех членов есть признак, присущий только этой общности.
Социальная психология групп изучает процесс формирования группы, ее виды, структуру и влияние на индивида. Задача отрасли — оценка и прогнозирование развития группы, выявление характеристик взаимодействия, основных критериев. В течение жизни человек одновременно состоит в нескольких группах и часто переходит из одной в другую. Это связано со сменой деятельности или статуса: например, школьник становится студентом, рабочий — пенсионером. В связи с этим можно выделить основную задачу социальной психологии групп — классификация по определенным критериям.
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialnyh-grupp.html
Это интересно: Не уволься игра: объясняем обстоятельно
История социальной психологии
Основная проблематика, изучаемая европейскими социальными психологами конца XIX — начала XX века — психология масс и толпы:12.
История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Самостоятельный статус социальной психологии в мире обозначается с 1908 г. — одновременного выхода книг В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» в Европе и Э. Росса «Социальная психология» в Америке.
Основателями экспериментальной социальной психологии являются В. М. Бехтерев, В. Меде, Ф. Оллпорт:8. Бехтерев признавал социальную психологию, но вместо неё предлагал исследовать коллективную рефлексологию (изучающую процессы в коллективах людей):17.
В качестве самостоятельной науки социальная психология возникла во второй половине XIX века, отделяясь от философии. Её появление и признание связывают с двумя учёными лингвистами и философами: Х. Штейнталем (1823—1893) и М. Лацарусом (1824—1903):11. Данные учёные первые выступили за создание новой науки, назвав её «психологией народов»:11. Психология народов по проблематике была очень близка к некоторым разделам социальной психологии:11. Свой вклад в эту науку также внёс В. Вундт (1832—1920), написав труд в 10 томах «Психология народов» (1900 и далее):11.
В целом в истории социальной психологии можно выделить три периода:
- I период — период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI век до н. э. — середина XIX века).
- II период — период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания (50 — 60-е годы XIX века — 20-е годы XX века).
- III период — период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX века) и её современного развития.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
Разделы социальной психологии
Социальная психология по Г. М. Андреевой включает в себя 3 основных раздела:
- социальная психология групп;
- социальная психология общения;
- социальная психология личности.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
Группа как феномен социальной психологии
Понятие социальной группы всегда вызывало много вопросов. Трактовка, с одной стороны, опирается на различные подходы, заданные изначальной междисциплинарностью социальной психологии, т.е. социологической и психологической парадигмами. Понимание социальной психологией групп может быть выявлено из их анализа, в котором рассматриваются выделенные (с помощью социологии) социальные группы, но в них определяются те черты, которые в совокупности делают группу психологической общностью, которая может позволить каждому ее члену идентифицировать себя с группой.
Приступая к анализу понятия групп, нужно выделить их классификацию (рис. 4.6).
«>
Рис. 4.6. Классификация групп, изучаемых в социальной психологии
Представленные группы, начиная с естественных, – объект исследования социальной психологии.
Определяя группу, всегда есть проблема ее нижней и верхней границ. Так, ведутся разговоры, считать ли диаду группой и где определяется верхняя граница группы. Элементарной группой считается группа, состоящая из 7±2 человека, но малой группой может быть также коллектив из 30–40 человек. Основными характеристиками группы тогда будут выступать следующие параметры: срок существования, устойчивость состава, частотность контактов, единообразие в деятельности, фактор структурности и т.д.
К. К. Платонов выделял следующие тины групп:
- – ассоциации – неорганизованные, случайные группы со стихийной структурой и личными целями деятельности;
- – корпорации – внутренне организованные группы, обладающие внутренней структурой и общей деятельностью, цели которой определяются как личные через групповые;
- – коллективы – характеризуются внутренней структурой и совместной деятельностью, общие цели которой вынесены за пределы группы.
Источник: https://studme.org/60802/psihologiya/sotsialnaya_psihologiya_grupp
Психология малой группы
Малая группа – совокупность двух или более людей, которые взаимодействуют друг с другом и разделяют общие цели и нормы.
Подходя к вопросу о малой группе как социально-психологической общности, можно рассмотреть ее генезис.
- 1. Историко-генетические проблемы малой группы, история возникновения и развития как структурного элемента человеческого сообщества.
- 2. Онтогенез малой группы, возникновение и развитие в контексте индивидуальной истории жизни.
- 3. Развитие группы с момента организации до уровня коллектива.
Выделяют также следующие стадии развития группы: направленность, организованность и коммуникативность.
Брюс Такмен видел развитие группы в следующей модели:
- – ориентировка в задаче;
- – эмоциональная реакция;
- – внутренний конфликт;
- – функционально-ролевая согласованность и т.д.
Рассматривая проблему малой группы, выделяют ее структуру, под которой понимается совокупность особым образом согласованных связей, складывающихся между членами группы (рис. 4.7).
Рис. 4.7. Типы коммуникативных структур в малых группах и коллективах
В малых группах выделяют такие социально-психологические явления, как социально-психологический климат; социально-психологическое давление.
Социально-психологический климат группы – это:
- – доверие/недоверие;
- – симпатия/антипатия;
- – свобода/несвобода (в отношении мнений);
- – давление/самостоятельность;
- – информированность/неинформированность;
- – удовлетворенность/неудовлетворенность.
Особняком стоит теория лидерства в контексте изучения малой группы, которая рассматривается вероятностными подходами, теорией следования целей, нормативной моделью принятия решений, транзактными подходами и когнитивными подходами.
Лидерство как социально-психологический феномен является значимым для интеграции группы. Под лидерством понимается «один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом».
Дадим краткую характеристику лидера.
- 1. Позиция лидера занимается спонтанно.
- 2. Роль – не официального руководителя.
- 3. Выдвижение лидера практически всегда связано с особой ситуацией, возникшей в группе (или для группы).
Выделяется статус лидера: функционально-ролевой; профессиональный; морально-этический; самооценочный. Типология лидерства может разделять три основания: содержание, стиль и характер деятельности.
- 1. По содержанию деятельности:
- а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения;
- б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;
- в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором.
- 2. По стилю руководства:
- а) авторитарный;
- б) демократичный;
- в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.
- 3. По характеру деятельности:
- а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера;
- б) ситуативный, т.е. проявляющий качества лидера лишь в определенной, специализированной ситуации.
Понятие климата, упомянутое выше, связывают как со стилем лидерства, так и с понятием сплоченности, межличностной привлекательности и др.
Групповая сплоченность – интегральная характеристика межличностных отношений. Важная составляющая сплоченности – целенаправленная групповая деятельность, а также явление конформности, понимаемое, с одной стороны, как давление большинства на меньшинство, гак и как обратное явление, называемое нонконформизмом, – явление, при котором актуализируется желание поступать вопреки мнению большинства.
Явление конформизма можно обозначить как такой системообразующий феномен, который оказывает влияние на большинство процессов, происходящих как в малой, так и в большой группах. Это понятие вошло в оборот с началом экспериментов Соломона Аша.
Источник: https://studme.org/60802/psihologiya/sotsialnaya_psihologiya_grupp
Это интересно: Тема отцов и детей в литературе
Основные формы и признаки сообществ
Разновидностей социальных формирований много. Для правильной классификации групп в психологии нужно выделить точные критерии, по которым оценивают формирования.
По характеру взаимодействия выделяют 2 группы:
- первичную — относительно устойчивую, с постоянным тесным взаимодействием между членами, направленную на социализацию индивида;
- вторичную — многочисленную, с преимущественно формальным типом взаимодействия, направленную на достижение определенной цели.
По типу взаимодействия общности бывают:
- формальными — есть юридический статус с четко прописанными нормативами взаимоотношений, целью деятельности и закрепленной иерархией;
- неформальными — появляются стихийно, не имеют официального регламента, быстро распадаются.
Общности, в которые индивид входит, называют ингруппами (семья, учебный или рабочий коллектив, этническое меньшинство). Общности, в которые индивид не может или не хочет быть включенным (другая религиозная община, чужая семья, другая возрастная категория) называют аутгруппами.
По количеству людей и форме межличностных связей выделяют малые и большие группы. Малая всегда немногочисленна (двое людей, объединенные общей целью, уже считаются группой) и имеет ряд неизменных характеристик:
- высокая устойчивость состава (новые члены вступают редко, часто на замену выбывшим);
- участники имеют похожие ценности и моральные нормы;
- межличностные отношения интенсивные, устойчивые;
- чувство принадлежности к общности развито, вызывает у участников одобрение, гордость;
- четкое разделение ролей, лидер является безусловным авторитетом.
Большая группа отличается многочисленным составом и целью. Ее создают для достижения определенного результата, но между участниками нет взаимодействия, которое может обеспечить быстрое достижение цели.
Высшей формой группы, обеспечивающей оптимальные условия для развития и работы индивидов, является коллектив. Признаки, отличающие коллектив от других формирований: совпадение целей индивида и общества, единство принципов и ценностных ориентаций.
Разделение по значимым признакам выделяет реальные и номинальные группы. К реальным относятся формирования, у которых есть социально значимые особенности:
- гендер — мужчина или женщина;
- этнос — европеец, азиат, латиноамериканец;
- возраст — ребенок, подросток, взрослый, пожилой;
- профессия — учитель, врач, бизнесмен;
- семейное положение — замужем, разведен, холостяк;
- место жительства — город, поселок, деревня;
- уровень дохода — обеспеченный, бедный, богатый.
К номинальным относятся формирования, которые специально выделяют для проведения исследований (пассажиры, имеющие право на льготный проезд, студенты-стипендиаты, многодетные матери). Человек имеет право присоединиться к такому формированию и покинуть его в любой момент. Например, льготы по инвалидности можно снять, безработный может устроиться на работу.
Все группы, независимо от типа, имеют обязательные качества:
- референтность — принятие или отторжение ценностей;
- лидерство — степень влияния одного человека на другого в рамках формирования;
- интегративность — степень слияния участников, единство или разобщенность;
- микроклимат — удовлетворенность и комфортность;
- направленность — ценность установок для социума.
Наличие этих качеств отличает группу от толпы — стихийного формирования, в котором у людей нет устойчивых связей и потребности в коммуникации.
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialnyh-grupp.html
Обязательные этапы развития и роли индивидов внутри формирований
Группа не формируется сразу после объединения людей. Этапы социально-психологической зрелости:
- Конгломерат — незнакомые люди впервые оказываются на одной территории.
- Номинальная группа — общность получает название и статус.
- Ассоциация — формируется структура, появляются общие интересы.
- Кооперация — активное совместное взаимодействие, четкое обозначение ролей и структуры, формирование внутригрупповой морали.
- Автономия — в процессе совместной деятельности удовлетворяются желания индивидов.
- Корпорация — замкнутая общность, которая противопоставляется другим.
- Коллектив — совместная деятельность предполагает интегративность (коллективное принятие решений).
У каждого человека есть своя роль в формировании, которую он выполняет сознательно или просто подчиняются навязанной модели поведения. Выделяют 3 типа ролей:
- Социальные роли. Необходимы для поддержания динамики. Повышают сплоченность, эмоциональные связи между людьми. К ним относятся: посредник, миротворец, наблюдатель.
- Роли, направленные на выполнение общих задач. Помогают достичь цели, поставленной перед формированием. Предполагают рациональное использование ресурсов, минимизируют усилия. К ним относятся: инициатор, информатор, координатор, наставник.
- Роли, направленные на достижение личных интересов. Дезорганизуют участников, используя ресурсы общности ради достижения собственной выгоды. К ним относятся: одиночка, скептик, агрессор, циник.
Задача руководителя — следить за выполнением ролей, поощрять полезное для общности взаимоотношения и вовремя купировать деятельность дезорганизаторов.
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialnyh-grupp.html
Функции и условия для нормального развития
Общность имеет ряд функции, которые влияют на каждого члена:
- социализирующую — усвоение норм поведения, воспитание;
- инструментальную — осуществление необходимой деятельности;
- экспрессивную — удовлетворение потребности в принятии, эмоциональных контактах;
- поддерживающую — моральная поддержка.
Если функции не выполняются, сообщество не может функционировать, быстро распадается. В норме она должна развиваться как общность, предоставлять условия для развития личностей.
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialnyh-grupp.html
Определения
- Групповая динамика условное название социально-психологических исследований, посвященных проблемам формирования и развития групп, факторам, влияющим на их сплочённость и эффективность.
- Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.
- Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.
- Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого её элемента.
- Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.
- Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.
- Социальное познание — процесс познания одного человека другим, одна из областей, изучаемых социальной психологией, где исследуются механизмы того, как человек перерабатывает, хранит и использует информацию о других людях и социальных ситуациях.
- Социальная роль — зафиксированное определённое положение того или иного индивида в системе общественных отношений, общепринятый образец поведения, ожидаемый от индивидов, занимаемых определённое положение. Всегда имеет социальную оценку, может быть одобряема или не одобряема в обществе.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
Межличностные отношения индивидов внутри общности
Внутри общности между индивидами устанавливаются разные типы отношений:
- официальные – основаны на структуре, прописанных правилах;
- неофициальные – возникают в результате личных симпатий;
- деловые – возникают при выполнении должностных обязанностей;
- рациональные – строятся на объективной оценке других участников;
- эмоциональные – субъективная оценка решает все.
Управление общностью регулируют отношения руководителя и подчиненных. При положительной динамике подчиненные признают авторитет руководителя. При отрицательной — склонны к протесту, созданию условий для появления неформального лидера.
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialnyh-grupp.html
Основные результаты
В начале XXI века британский учёный Бенедикт Херманн описал социально-психологическое явление антисоциального наказания (англ. antisocial punishment). Явление заключается в порицании или наказании обществом индивидов, проявляющих излишнюю, по мнению социума, активность, даже если такая активность объективно общественно-полезна. Исследование показало, что данное явление распространено в странах с недостаточно развитыми социальными связями, общественно-политическими институтами и традициями общественно-полезной деятельности.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
Какие факторы осложняют процесс изучения малых общностей?
В социальной психологии проблема исследования связана с отсутствием возможности выделить четкие критерии, характеристики. Часто приходится выбирать в качестве объекта изучения только один тип общностей — малые. Изучение внутренних процессов затруднено, они рассматриваются в отрыве от характера совместной деятельности.
Классифицировать малые сообщества затруднительно, они слишком многочисленны. Это не позволяет выделить схожие, различные черты.
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialnyh-grupp.html
Полезное видео
Более подробно социальная психология групп описана в видео:
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialnyh-grupp.html
Литература
- Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб.: СПбГУП, 2010. — 533 с. — ISBN 978—9.
- Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971. — 352 с.
- Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. — Л.: ЛГУ, 1965. — 208 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — Аспект Пресс, 2008. — 363 с. — ISBN 978—3.
- Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 794 с. — (Мастера психологии). — ISBN 978-5-88782-430-7.
- Социальная психология / Под ред. С. Московичи. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007. — 592 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5-94723-126-3.
- Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. — СПб., 2004.
- Битянова Н. Р. Социальная психология. — М., 2001.
- Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьёвой. — М., 1997.
- Жуков Ю. М., Гржегоржевская И. А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии. — М., 1977.
- Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2002.
- Социальная психология. Практикум / Под ред. Т. В. Фоломеевой. — М., 2006.
Научные статьи
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialnyh-grupp.html: использовано 7 блоков из 10, кол-во символов 7678 (40%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F: использовано 5 блоков из 11, кол-во символов 5780 (30%)
- https://studme.org/60802/psihologiya/sotsialnaya_psihologiya_grupp: использовано 3 блоков из 3, кол-во символов 5767 (30%)