Социальная психология групп — делимся опытом

Группа как феномен социальной психологии. Психология малой группы. Психология больших социальных групп. Психология толпы. Психология межгрупповых отношений.


Блок: 1/3 | Кол-во символов: 186
Источник: https://studme.org/60802/psihologiya/sotsialnaya_psihologiya_grupp

Понятие и задачи

В современной психологии понятие «социальная группа» — совокупность индивидов, которые имеют схожие черты, выполняют один вид деятельности, осознают себя членами общности. Группа имеет 3 основные качества:

  • обязательное взаимодействие между участниками;
  • единство целей, ради которых создавалась группа;
  • у всех членов есть признак, присущий только этой общности.

Социальная психология групп изучает процесс формирования группы, ее виды, структуру и влияние на индивида. Задача отрасли — оценка и прогнозирование развития группы, выявление характеристик взаимодействия, основных критериев. В течение жизни человек одновременно состоит в нескольких группах и часто переходит из одной в другую. Это связано со сменой деятельности или статуса: например, школьник становится студентом, рабочий — пенсионером. В связи с этим можно выделить основную задачу социальной психологии групп — классификация по определенным критериям.

Блок: 2/10 | Кол-во символов: 938
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialnyh-grupp.html

История социальной психологии


Основная проблематика, изучаемая европейскими социальными психологами конца XIX — начала XX века — психология масс и толпы:12.

История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Самостоятельный статус социальной психологии в мире обозначается с 1908 г. — одновременного выхода книг В. Макдугалла «Введение в социальную психологию» в Европе и Э. Росса «Социальная психология» в Америке.

Основателями экспериментальной социальной психологии являются В. М. Бехтерев, В. Меде, Ф. Оллпорт:8. Бехтерев признавал социальную психологию, но вместо неё предлагал исследовать коллективную рефлексологию (изучающую процессы в коллективах людей):17.

В качестве самостоятельной науки социальная психология возникла во второй половине XIX века, отделяясь от философии. Её появление и признание связывают с двумя учёными лингвистами и философами: Х. Штейнталем (1823—1893) и М. Лацарусом (1824—1903):11. Данные учёные первые выступили за создание новой науки, назвав её «психологией народов»:11. Психология народов по проблематике была очень близка к некоторым разделам социальной психологии:11. Свой вклад в эту науку также внёс В. Вундт (1832—1920), написав труд в 10 томах «Психология народов» (1900 и далее):11.

В целом в истории социальной психологии можно выделить три периода:

  1. I период — период накопления знаний в сферах философии и общей психологии (VI век до н. э. — середина XIX века).
  2. II период — период выделения описательной социальной психологии из философии (социологии) в самостоятельную область знания (50 — 60-е годы XIX века — 20-е годы XX века).
  3. III период — период оформления социальной психологии в экспериментальную науку (20-е годы XX века) и её современного развития.
Блок: 2/11 | Кол-во символов: 2260
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Разделы социальной психологии

Социальная психология по Г. М. Андреевой включает в себя 3 основных раздела:

  • социальная психология групп;
  • социальная психология общения;
  • социальная психология личности.
Блок: 3/11 | Кол-во символов: 200
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Группа как феномен социальной психологии


Понятие социальной группы всегда вызывало много вопросов. Трактовка, с одной стороны, опирается на различные подходы, заданные изначальной междисциплинарностью социальной психологии, т.е. социологической и психологической парадигмами. Понимание социальной психологией групп может быть выявлено из их анализа, в котором рассматриваются выделенные (с помощью социологии) социальные группы, но в них определяются те черты, которые в совокупности делают группу психологической общностью, которая может позволить каждому ее члену идентифицировать себя с группой.

Приступая к анализу понятия групп, нужно выделить их классификацию (рис. 4.6).

«>

Рис. 4.6. Классификация групп, изучаемых в социальной психологии

Представленные группы, начиная с естественных, – объект исследования социальной психологии.

Определяя группу, всегда есть проблема ее нижней и верхней границ. Так, ведутся разговоры, считать ли диаду группой и где определяется верхняя граница группы. Элементарной группой считается группа, состоящая из 7±2 человека, но малой группой может быть также коллектив из 30–40 человек. Основными характеристиками группы тогда будут выступать следующие параметры: срок существования, устойчивость состава, частотность контактов, единообразие в деятельности, фактор структурности и т.д.

К. К. Платонов выделял следующие тины групп:

  • – ассоциации – неорганизованные, случайные группы со стихийной структурой и личными целями деятельности;
  • – корпорации – внутренне организованные группы, обладающие внутренней структурой и общей деятельностью, цели которой определяются как личные через групповые;
  • – коллективы – характеризуются внутренней структурой и совместной деятельностью, общие цели которой вынесены за пределы группы.
Блок: 2/3 | Кол-во символов: 1789
Источник: https://studme.org/60802/psihologiya/sotsialnaya_psihologiya_grupp

Психология малой группы

Малая группа – совокупность двух или более людей, которые взаимодействуют друг с другом и разделяют общие цели и нормы.

Подходя к вопросу о малой группе как социально-психологической общности, можно рассмотреть ее генезис.

  • 1. Историко-генетические проблемы малой группы, история возникновения и развития как структурного элемента человеческого сообщества.
  • 2. Онтогенез малой группы, возникновение и развитие в контексте индивидуальной истории жизни.
  • 3. Развитие группы с момента организации до уровня коллектива.

Выделяют также следующие стадии развития группы: направленность, организованность и коммуникативность.

Брюс Такмен видел развитие группы в следующей модели:

  • – ориентировка в задаче;
  • – эмоциональная реакция;
  • – внутренний конфликт;
  • – функционально-ролевая согласованность и т.д.

Рассматривая проблему малой группы, выделяют ее структуру, под которой понимается совокупность особым образом согласованных связей, складывающихся между членами группы (рис. 4.7).

Рис. 4.7. Типы коммуникативных структур в малых группах и коллективах

В малых группах выделяют такие социально-психологические явления, как социально-психологический климат; социально-психологическое давление.

Социально-психологический климат группы – это:

  • – доверие/недоверие;
  • – симпатия/антипатия;
  • – свобода/несвобода (в отношении мнений);
  • – давление/самостоятельность;
  • – информированность/неинформированность;
  • – удовлетворенность/неудовлетворенность.

Особняком стоит теория лидерства в контексте изучения малой группы, которая рассматривается вероятностными подходами, теорией следования целей, нормативной моделью принятия решений, транзактными подходами и когнитивными подходами.

Лидерство как социально-психологический феномен является значимым для интеграции группы. Под лидерством понимается «один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом».

Дадим краткую характеристику лидера.

  • 1. Позиция лидера занимается спонтанно.
  • 2. Роль – не официального руководителя.
  • 3. Выдвижение лидера практически всегда связано с особой ситуацией, возникшей в группе (или для группы).

Выделяется статус лидера: функционально-ролевой; профессиональный; морально-этический; самооценочный. Типология лидерства может разделять три основания: содержание, стиль и характер деятельности.

  • 1. По содержанию деятельности:
    • а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения;
    • б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;
    • в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором.
  • 2. По стилю руководства:
    • а) авторитарный;
    • б) демократичный;
    • в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.
  • 3. По характеру деятельности:
    • а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера;
    • б) ситуативный, т.е. проявляющий качества лидера лишь в определенной, специализированной ситуации.

Понятие климата, упомянутое выше, связывают как со стилем лидерства, так и с понятием сплоченности, межличностной привлекательности и др.

Групповая сплоченность – интегральная характеристика межличностных отношений. Важная составляющая сплоченности – целенаправленная групповая деятельность, а также явление конформности, понимаемое, с одной стороны, как давление большинства на меньшинство, гак и как обратное явление, называемое нонконформизмом, – явление, при котором актуализируется желание поступать вопреки мнению большинства.

Явление конформизма можно обозначить как такой системообразующий феномен, который оказывает влияние на большинство процессов, происходящих как в малой, так и в большой группах. Это понятие вошло в оборот с началом экспериментов Соломона Аша.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 3792
Источник: https://studme.org/60802/psihologiya/sotsialnaya_psihologiya_grupp

Основные формы и признаки сообществ


Разновидностей социальных формирований много. Для правильной классификации групп в психологии нужно выделить точные критерии, по которым оценивают формирования.

По характеру взаимодействия выделяют 2 группы:

  • первичную — относительно устойчивую, с постоянным тесным взаимодействием между членами, направленную на социализацию индивида;
  • вторичную — многочисленную, с преимущественно формальным типом взаимодействия, направленную на достижение определенной цели.

По типу взаимодействия общности бывают:

  • формальными — есть юридический статус с четко прописанными нормативами взаимоотношений, целью деятельности и закрепленной иерархией;
  • неформальными — появляются стихийно, не имеют официального регламента, быстро распадаются.

Общности, в которые индивид входит, называют ингруппами (семья, учебный или рабочий коллектив, этническое меньшинство). Общности, в которые индивид не может или не хочет быть включенным (другая религиозная община, чужая семья, другая возрастная категория) называют аутгруппами.

По количеству людей и форме межличностных связей выделяют малые и большие группы. Малая всегда немногочисленна (двое людей, объединенные общей целью, уже считаются группой) и имеет ряд неизменных характеристик:

  • высокая устойчивость состава (новые члены вступают редко, часто на замену выбывшим);
  • участники имеют похожие ценности и моральные нормы;
  • межличностные отношения интенсивные, устойчивые;
  • чувство принадлежности к общности развито, вызывает у участников одобрение, гордость;
  • четкое разделение ролей, лидер является безусловным авторитетом.

Большая группа отличается многочисленным составом и целью. Ее создают для достижения определенного результата, но между участниками нет взаимодействия, которое может обеспечить быстрое достижение цели.

Высшей формой группы, обеспечивающей оптимальные условия для развития и работы индивидов, является коллектив. Признаки, отличающие коллектив от других формирований: совпадение целей индивида и общества, единство принципов и ценностных ориентаций.

Разделение по значимым признакам выделяет реальные и номинальные группы. К реальным относятся формирования, у которых есть социально значимые особенности:

  • гендер — мужчина или женщина;
  • этнос — европеец, азиат, латиноамериканец;
  • возраст — ребенок, подросток, взрослый, пожилой;
  • профессия — учитель, врач, бизнесмен;
  • семейное положение — замужем, разведен, холостяк;
  • место жительства — город, поселок, деревня;
  • уровень дохода — обеспеченный, бедный, богатый.

К номинальным относятся формирования, которые специально выделяют для проведения исследований (пассажиры, имеющие право на льготный проезд, студенты-стипендиаты, многодетные матери). Человек имеет право присоединиться к такому формированию и покинуть его в любой момент. Например, льготы по инвалидности можно снять, безработный может устроиться на работу.

Все группы, независимо от типа, имеют обязательные качества:

  • референтность — принятие или отторжение ценностей;
  • лидерство — степень влияния одного человека на другого в рамках формирования;
  • интегративность — степень слияния участников, единство или разобщенность;
  • микроклимат — удовлетворенность и комфортность;
  • направленность — ценность установок для социума.

Наличие этих качеств отличает группу от толпы — стихийного формирования, в котором у людей нет устойчивых связей и потребности в коммуникации.

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 3363
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialnyh-grupp.html

Обязательные этапы развития и роли индивидов внутри формирований

Группа не формируется сразу после объединения людей. Этапы социально-психологической зрелости:

  1. Конгломерат — незнакомые люди впервые оказываются на одной территории.
  2. Номинальная группа — общность получает название и статус.
  3. Ассоциация — формируется структура, появляются общие интересы.
  4. Кооперация — активное совместное взаимодействие, четкое обозначение ролей и структуры, формирование внутригрупповой морали.
  5. Автономия — в процессе совместной деятельности удовлетворяются желания индивидов.
  6. Корпорация — замкнутая общность, которая противопоставляется другим.
  7. Коллектив — совместная деятельность предполагает интегративность (коллективное принятие решений).

У каждого человека есть своя роль в формировании, которую он выполняет сознательно или просто подчиняются навязанной модели поведения. Выделяют 3 типа ролей:

  1. Социальные роли. Необходимы для поддержания динамики. Повышают сплоченность, эмоциональные связи между людьми. К ним относятся: посредник, миротворец, наблюдатель.
  2. Роли, направленные на выполнение общих задач. Помогают достичь цели, поставленной перед формированием. Предполагают рациональное использование ресурсов, минимизируют усилия. К ним относятся: инициатор, информатор, координатор, наставник.
  3. Роли, направленные на достижение личных интересов. Дезорганизуют участников, используя ресурсы общности ради достижения собственной выгоды. К ним относятся: одиночка, скептик, агрессор, циник.

Задача руководителя — следить за выполнением ролей, поощрять полезное для общности взаимоотношения и вовремя купировать деятельность дезорганизаторов.

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 1633
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialnyh-grupp.html

Функции и условия для нормального развития


Общность имеет ряд функции, которые влияют на каждого члена:

  • социализирующую — усвоение норм поведения, воспитание;
  • инструментальную — осуществление необходимой деятельности;
  • экспрессивную — удовлетворение потребности в принятии, эмоциональных контактах;
  • поддерживающую — моральная поддержка.

Если функции не выполняются, сообщество не может функционировать, быстро распадается. В норме она должна развиваться как общность, предоставлять условия для развития личностей.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 515
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialnyh-grupp.html

Определения

  • Групповая динамика условное название социально-психологических исследований, посвященных проблемам формирования и развития групп, факторам, влияющим на их сплочённость и эффективность.
  • Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.
  • Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.
  • Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого её элемента.
  • Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.
  • Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.
  • Социальное познание — процесс познания одного человека другим, одна из областей, изучаемых социальной психологией, где исследуются механизмы того, как человек перерабатывает, хранит и использует информацию о других людях и социальных ситуациях.
  • Социальная роль — зафиксированное определённое положение того или иного индивида в системе общественных отношений, общепринятый образец поведения, ожидаемый от индивидов, занимаемых определённое положение. Всегда имеет социальную оценку, может быть одобряема или не одобряема в обществе.
Блок: 6/11 | Кол-во символов: 1529
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Межличностные отношения индивидов внутри общности


Внутри общности между индивидами устанавливаются разные типы отношений:

  • официальные – основаны на структуре, прописанных правилах;
  • неофициальные – возникают в результате личных симпатий;
  • деловые – возникают при выполнении должностных обязанностей;
  • рациональные – строятся на объективной оценке других участников;
  • эмоциональные – субъективная оценка решает все.

Управление общностью регулируют отношения руководителя и подчиненных. При положительной динамике подчиненные признают авторитет руководителя. При отрицательной — склонны к протесту, созданию условий для появления неформального лидера.

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 648
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialnyh-grupp.html

Основные результаты

В начале XXI века британский учёный Бенедикт Херманн описал социально-психологическое явление антисоциального наказания (англ. antisocial punishment). Явление заключается в порицании или наказании обществом индивидов, проявляющих излишнюю, по мнению социума, активность, даже если такая активность объективно общественно-полезна. Исследование показало, что данное явление распространено в странах с недостаточно развитыми социальными связями, общественно-политическими институтами и традициями общественно-полезной деятельности.

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 551
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Какие факторы осложняют процесс изучения малых общностей?


В социальной психологии проблема исследования связана с отсутствием возможности выделить четкие критерии, характеристики. Часто приходится выбирать в качестве объекта изучения только один тип общностей — малые. Изучение внутренних процессов затруднено, они рассматриваются в отрыве от характера совместной деятельности.

Классифицировать малые сообщества затруднительно, они слишком многочисленны. Это не позволяет выделить схожие, различные черты.

Блок: 8/10 | Кол-во символов: 506
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialnyh-grupp.html

Полезное видео

Более подробно социальная психология групп описана в видео:

Блок: 10/10 | Кол-во символов: 75
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialnyh-grupp.html

Литература

  • Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб.: СПбГУП, 2010. — 533 с. — ISBN 978—9.
  • Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971. — 352 с.
  • Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. — Л.: ЛГУ, 1965. — 208 с.
  • Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — Аспект Пресс, 2008. — 363 с. — ISBN 978—3.
  • Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 794 с. — (Мастера психологии). — ISBN 978-5-88782-430-7.
  • Социальная психология / Под ред. С. Московичи. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007. — 592 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5-94723-126-3.
  • Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. — СПб., 2004.
  • Битянова Н. Р. Социальная психология. — М., 2001.
  • Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьёвой. — М., 1997.
  • Жуков Ю. М., Гржегоржевская И. А. Эксперимент в социальной психологии: проблемы и перспективы // Методология и методы социальной психологии. — М., 1977.
  • Социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. — М., 2002.
  • Социальная психология. Практикум / Под ред. Т. В. Фоломеевой. — М., 2006.

Научные статьи

Блок: 11/11 | Кол-во символов: 1240
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 19225
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://mystroimmir.ru/psihologiya/sotsialnyh-grupp.html: использовано 7 блоков из 10, кол-во символов 7678 (40%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F: использовано 5 блоков из 11, кол-во символов 5780 (30%)
  3. https://studme.org/60802/psihologiya/sotsialnaya_psihologiya_grupp: использовано 3 блоков из 3, кол-во символов 5767 (30%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий