Этапы развития личности: изучаем во всех подробностях

Одной из наиболее интересных тем в психологии является тема выделения этапов развития личности. Исследователи и специалисты в этой области используют возрастную градацию развития личности по З .Фрейду и Э. Эрикосону, рассматривающую изменения сознания человека в процессе его взросления.


Блок: 1/3 | Кол-во символов: 288
Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/razvitie_lichnosti_osnovnye_celi_i_zadachi/etapy_i_urovni_razvitiya_lichnosti/

Этапы развития личности по возрасту

Чаще всего используют возрастную градацию — развитие личности по Фрейду и развитие личности по Эриксону, которые предполагают изменение сознания человека по мере его взросления. Есть и концепция эволюции личности по её социальному и духовному уровню восприятия жизни.

Начнем рассматривать этапы развития личности по возрастному критерию, так как эта теория пользуется наибольшей популярностью и распространена повсеместно.

Блок: 2/11 | Кол-во символов: 462
Источник: https://salid.ru/stati/ehtapy-razvitiya-lichnosti

Что такое развитие личности?


Развитие личности — это элемент общего формирования человека, связанный с его сознанием и самосознанием. Касается сферы социализации, поскольку вне общества человек живет по законам животного мира. Личность формируется при взаимодействии с другими людьми. Наедине, без культурного контакта и обмена информацией, этот процесс не возможен. Чтобы не возникало путаницы, приводим следующие смежные понятия:

  • Человек – представитель биологического вида Homo sapiens;
  • Индивид (индивидуум) – отдельно взятый организм, способный к самостоятельному существованию;
  • Личность – субъект социокультурной жизни, наделенный разумом, моральностью, духовными качествами.

Соответственно, личностное развитие определяет те стороны жизни, которые отдаляют нас от животной природы, наделяют социально значимыми качествами. Не стоит путать это понятие с личным развитием, которое охватывает все возможные сферы, включающие физическую форму, уровень интеллекта или эмоциональность. Личностное развитие связано с самоидентификацией. Оно не противопоставляется другим видам совершенствования, оправдывая высказывание «в здоровом теле – здоровый дух».

К слову, уровни развития личности отчасти повторяют ее потребности, отображенные в Пирамиде Маслоу. Начальным этапом становится удовлетворение необходимых для жизни функций, постепенно поднимаясь к уровню духовности и самосознания.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1386
Источник: https://WikiGrowth.ru/razvitie/razvitie-lichnosti/

Младенчество

Этот период выделяют Эриксон и Фрейд («Оральная стадия»). На данном этапе закладываются основы личности и отношение к окружающему миру — доверие или недоверие, уверенность или её отсутствие.

Конечно, важную роль в жизни ребёнка играет его мама, которая представляет для младенца целый мир. Ему необходима материнская забота, которая позволяет чувствовать последовательность, узнаваемость в переживаниях. Дальнейшее развитие личности во многом зависит от первых дней жизни.

При наличии доверия ребёнок воспринимает мир в позитивном ключе, как надёжный, предсказуемый, спокойно переносит трудности, даже временное отсутствие матери рядом. При отсутствии материнской заботы в должной мере возникает чувство недоверия, страха и подозрительности. Таким образом, в основе первого периода лежит соотношение: «доверие-недоверие».

Блок: 3/11 | Кол-во символов: 839
Источник: https://salid.ru/stati/ehtapy-razvitiya-lichnosti

Уровни развития личности

Классификаций структуры личностного развития придумано много. Усреднено выделяют семь основных уровней, которые предложены российскими социологами Дмитрием Невирко и Валентином Немировским. По их теории люди совмещают следующие последовательные уровни становления:

  • Выживание – сохранение физической целостности;
  • Размножение – воспроизводство и материальное потребление;
  • Управление – способность отвечать за себя и других;
  • Чувства – познание любви, милосердия, доброжелательности;
  • Совершенство – стремление к экспертности и созиданию;
  • Мудрость – совершенствование интеллекта и духовности;
  • Просветление – связь с духовным началом, ощущение счастья и гармонии.

Любой человек в идеале должен пройти каждый из этих уровней. При этом процесс развития личности связан с жизненными уроками. Если кто-то перепрыгивает через «ступень», то ему придется наверстать упущенное. Человек «застрявший» на одном из уровней, просто еще не усвоил свой урок, а возможно просто его еще не получил. Либо он проходит другой урок, либо еще не готов к новому. Один из первых мотивов личностного развития – самоутверждение, которое в дальнейшем сменяется заботой о ближнем. Именно этот переход от эгоцентризма к эмпатии (сочувствие) – один из наиболее сложных и ответственных этапов совершенствования. Подробнее об этом процессе поговорим в следующем разделе.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1359
Источник: https://WikiGrowth.ru/razvitie/razvitie-lichnosti/

Раннее детство

Период от 1-го до 3-х лет, соответствует «Анальной стадии» по Фрейду, ребёнок овладевает способностью контролировать свои выделительные функции. Кроме того, малыш становится более крепким физически и может выполнять более сложные действия — ходить, карабкаться, умываться.

Очень часто проявляются призывы к самостоятельности «Я сам», важным моментом является помощь родителей в самостоятельных действиях. Необходимо предоставить возможность для развития личности, становления автономии ребёнка. Если его постоянно опекают и всё за него делают, то это идёт во вред развитию, наравне с необоснованной требовательностью.

Подобные вещи вызывают в дальнейшем неуверенность, слабоволие. При положительном развитии развивается воля и самоконтроль.

этапы развития личности

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 759
Источник: https://salid.ru/stati/ehtapy-razvitiya-lichnosti

Фаза 2: от 1 года до 3 лет

В тесном симбиозе с развитием нашего сознания, мы приобретаем первые моторные и социальные навыки. Мы стараемся изучить окружающий нас мир с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных ощущений. Базовый фундамент нашей личности и характера закладывается именно на этом промежутке времени. Поэтому родителям очень важно обеспечить комфорт ребенку в этом возрасте.

Блок: 4/12 | Кол-во символов: 390
Источник: https://notagram.ru/stadii-razvitiya-lichnosti-etapy-stanovleniya-nashego-ya/

Третий этап развития личности


Это – этап начальника. Неважно, является ли этот человек начальником на работе, в семье, или над самим собой, основной его потребностью является власть и контроль. Секс, еда и развлечения отходят на второй план, но интерес к ним не угасает.

Основа для удовлетворенности жизнью здесь проявляется, как потребность изменять, манипулировать, управлять, подчинять и владеть. Сексуальное желание на этом этапе развития больше проявлено не на уровне похоти, а чаще как моральная и эмоциональная потребность «владеть». Для этого человека в отношениях, например, важней завоевать и победить. И часто, когда это желание осуществлено, он теряет интерес к отношениям – завоевывать дважды одну и ту же территорию ему неинтересно. Исключением на этом этапе развития может стать тяга к человеку с более тонкого уровня. Мы тянемся к тем, чьи этапы развития выше нашего, кто понимает жизнь чуть тоньше, кто более чутко осознает и реагирует. Как правило, сильней всего мы тянемся к обществу тех людей, кто способен проявляться на один уровень выше нашего. Это связано с нашей собственной перспективой и бессознательной потребностью подняться до следующего этапа.

Если общаются два человека, у которых разница в этапах развития равняется двум и более, взаимного понимания у них не возникает. Точнее, продвинутая личность ясно осознает потребности среднестатистической личности. Все ее желания и движения души у продвинутой личности, как на ладони, и поэтому, если и возникает какой-то интерес к личности с начальных этапов развития, то он скорей носит учебный, или экспериментальный характер. Понять личность с более продвинутого этапа развития человек не способен – понимание будет ограничиваться рамками собственного уровня. В лучшем случае человек честно признает и принимает свою неспособность понять, а чаще всего впадет в самообман, полагая, что рамки его ума – это и есть жизнь.

Человек третьего этапа развития может влиться в общество людей первого и второго этапа  развития – либо по делу, либо если у него есть не отработанные программы этих уровней. Однако текущий уровень дальновидной мудрости побуждает его работать со своими слабостями. Такой человек способен бросить курить, или выпивать резко, просто по своему волевому решению – то бишь ясному пониманию последствий. На этом этапе развития его личность в какой-то степени кристаллизована, и способна методично следовать собственным решениям, понимание которых присутствует в силу относительной личностной целостности.

Насилие и грубость на этом этапе развития личности, может проявляться как холодность в чувствах, жадность, утонченная гордыня и развитое до предела чувство собственной важности, принуждающее человека унижаться и переживать за собственную персону. ЧСВ утончается и его интенсивность понижается в разы, начиная с четвертого этапа развития личности.

Если у человека нет грубых программ с первых двух этапов развития личности, он может быть честным, разумным и справедливым. Но утонченности его восприятия еще недостаточно, чтобы понять, чего же на самом деле он хочет от жизни. Он чувствует себя защищенным и удовлетворенным, когда ощущает контроль над ситуацией. Однако на деле этот контроль – не более чем шаткая иллюзия, от которой он упорно прячется в своих делах. Жизнь не подчиняется строгим логическим законам. Жизнь – явление спонтанное, и куда более сложное, чем концепции, которые доступны для понимания на третьем этапе развития личности.

Первые три этапа развития личности и сознания составляет социальную сферу жизни. Последующие три этапа, условно, можно назвать духовными этапами развития. О них речь пойдет во второй части статьи.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 3692
Источник: https://progressman.ru/2009/08/levelup/

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст, 3-6 лет, ещё называют «Возраст игры», по Фрейду — «Фаллическая стадия», период осознания различия полов. Этот период характерен увеличением социальных взаимодействий — игры, общение со сверстниками и взрослыми, интерес к трудовым делам.

Саморазвитие проявляется в умении брать ответственность за тех, кто меньше или слабее, забота о животных. Основной лозунг: «Я то, что я буду. Сейчас формируется Супер — Эго, в результате понимания социальных ограничений. Возможно обучение и воспитание ребёнка, есть все предпосылки для этого.

Дети испытывают радость от самостоятельных действий, начинают ассоциировать себя с особыми, важными людьми, начинают ставить перед собой цели. К тому же, проявляют фантазию в выборе игр и создании собственных развлечений. Стоит поощрять самостоятельные действия ребёнка, что будет основой для развития инициативности, независимости и помогать в развитии творческих способностей.

Блок: 5/11 | Кол-во символов: 952
Источник: https://salid.ru/stati/ehtapy-razvitiya-lichnosti

Движущие силы развития личности


Любое улучшение подразумевает выход из зоны комфорта. Соответственно условия развития личности, также «выталкивают» человека из привычного окружения, заставляя его мыслить по-другому. К основным механизмам личностного роста относятся:

  • Обособление – принятие своей индивидуальности;
  • Идентификация – самоотождествление человека, поиск аналогов;
  • Самооценка – выбор своей «экологической ниши» в социуме.

Именно эти механизмы развития личности заставляют пересматривать свое отношение к жизни, выходить из зоны комфорта, совершенствоваться в духовном плане.

После вопроса самооценки и удовлетворения своего «эго», человек задумывается по поводу помощи другим людям, своего следа в истории. Далее, отдельные личности переходят на этап духовного просветления, пытаясь осознать вселенскую истину, ощутить гармонию мироздания.

Основным механизмом «вертикальных» переходов является «горизонтальное» накопление опыта и знаний, которые позволяют подняться на качественно высокий уровень личностного развития.

Поскольку человек – явление биосоциальное, то его формирование подчинено целому ряду факторов, включающих животный и духовный компонент. Развитие личности начинается, когда более низкие уровни существования удовлетворены. Не стоит думать, что остальные аспекты жизни менее важны, ведь эмоции, сила и интеллект также формируют личность человека, помогают ему полноценно развиваться в духовном плане.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1429
Источник: https://WikiGrowth.ru/razvitie/razvitie-lichnosti/

Фаза 4: от 7 до 12 лет

Этот период характерен всеми приобретаемыми комплексами неполноценности. Мы тщательно впитываем в себя окружающий нас мир, и все мнения (в 99,99% случаев неправильные) о нас, которые слышим со стороны. На этом этапе очень важно правильно оценивать себя и свое положение в социальной среде. Родители должны помочь детям приобрести уверенность и выработать стойкость характера.

Блок: 6/12 | Кол-во символов: 400
Источник: https://notagram.ru/stadii-razvitiya-lichnosti-etapy-stanovleniya-nashego-ya/

Молодость

Молодость (20-25 лет), начало взрослой жизни. Это период возникновения любви, привязанностей, создания семьи и самостоятельной жизни. В этот период возникает потребность в интимной близости, причём всесторонней, не только на физическом уровне.

Важно наличие взаимных чувств и уважения в отношениях, научиться сливаться с любимым человеком без потери своей идентичности. Человек учится построению межличностных отношений. Если не удаётся обрести этот баланс в отношениях с противоположным полом, то появляется чувство одиночества.

Большое значение в данном периоде оказывает на человека чувство — любовь, которое рассматривается, как доверие к партнёру, верность при любых обстоятельствах, забота о ближнем. Все этапы развития личности необходимо пройти вовремя — «Блажен, кто смолоду был молод…» (А.С. Пушкин), хотя бывает, что развитие идёт с опозданием, и это вполне нормально.

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 894
Источник: https://salid.ru/stati/ehtapy-razvitiya-lichnosti

Фаза 5: от 12 до 16 лет

Стадии развития личности: этапы становления нашего "Я"

Фото: Antoine K/flickr

Как правило, в этот период наше детское «Я» уходит, и мы взрослеем как личность. До 16 лет у нас формируется характер, который уже практически никак нельзя изменить в будущем. Если мы раньше задавались вопросом: «Откуда я взялся?», то в этом возрасте наш главный тезис: «Что я хочу, и каково мое место жизни?» Родителям очень важно на этом этапе помочь подростку понять истинную картину окружающего его мира, чтобы во взрослой жизни он трезво оценивал действительность.

Блок: 7/12 | Кол-во символов: 518
Источник: https://notagram.ru/stadii-razvitiya-lichnosti-etapy-stanovleniya-nashego-ya/

Зрелость


Зрелость (26-64 лет), развитие личности проявляется в заботе о подрастающем поколении. Причём, даже при отсутствии детей, при нормальном стечении обстоятельств, больше концентрируют внимание на внешнем мире и помощи другим. В обратном случае возникает «кризис среднего возраста», появляется чувство бессмысленности жизни.

Как правило, к этому времени человек уже достиг определённых результатов в жизни и имеет потребность передавать знания и умения другим, помогать своим детям, внукам. Наблюдается и в достаточной степени.

этапы развития личности

Блок: 8/11 | Кол-во символов: 538
Источник: https://salid.ru/stati/ehtapy-razvitiya-lichnosti

Фаза 6: от 16 до 22 лет

Зигмунд Фрейд и Эрик Эриксон описывают этот период как прыжок во взрослую жизнь. Юношеский максимализм просто зашкаливает и нам кажется, что мы центр Вселенной. То как мы успешно прошли предыдущие периоды формирования личности, обуславливает нам успех или полный провал во взрослой жизни. Как показывает практика, некоторые люди в этот период могут изменить свой характер, чтобы подстроиться к окружающему миру. В этот момент очень важно не попасть под чье-то дурное влияние.

Блок: 8/12 | Кол-во символов: 500
Источник: https://notagram.ru/stadii-razvitiya-lichnosti-etapy-stanovleniya-nashego-ya/

Старость

Старость (от 65 лет), последняя стадия развития личности. Происходит очередное переосмысление жизни, человек всё чаще вспоминает прожитые годы и осознаёт правильность или ошибочность своих поступков и решений. Часто говорят: старость — это мудрость. Для тех, кто прошёл долгий жизненный путь и произвёл анализ своей жизни — так и есть.

Данный этап развития личности приходит, когда уже много всего в жизни удалось пройти, покорить наивысшие вершины. И очень важно быть удовлетворённым, находить радостные моменты в прожитой жизни. Тогда старость будет спокойной и уверенной, а приближение смерти уже не будет страшить, ведь жизнь продолжается в потомках и творениях человека.

Если человек не может обрести спокойствие, то его ждут лишь печали по упущенным возможностям и мучения совести. Поэтому на протяжении жизни нужно стараться жить так, чтобы спустя годы, радоваться своим достижениям и свершениям, писать мемуары и рассказывать внукам о своей жизни.

Вот и произвели мы анализ развития личности на протяжении жизни. Однако, это в идеале, к старости приходит мудрость, а в детстве мы живём импульсами и желаниями. Всё зависит от человека и его желания развиваться, а ещё пережитого опыта и осмысления уроков жизни и ошибок на пути.

В зрелом возрасте выделяют также этапы развития личности, которые основаны на уровне развития разума и духовного наполнения сущности человека. Конечно, мы можем и сознательно влиять на эти процессы, применяя саморазвитие.

этапы развития личности

Блок: 9/11 | Кол-во символов: 1472
Источник: https://salid.ru/stati/ehtapy-razvitiya-lichnosti

Фаза 7: от 22 до 27 лет

Стадии развития личности: этапы становления нашего "Я"

Фото: cuddieCAROL/flickr

В этот период мы уже сформировавшаяся личность с определенными целями и взглядами на жизнь. Где-то, конечно, наша прыть поубавилась, но зато мы трезво понимаем, что творится в окружающем нас мире. В этом возрасте обычно люди не меняют себя, а просто живут в свое удовольствие, стремясь к своей системе ценностей. Наша личность полностью сформирована. Главные вопросы, которые мы себе задаем в этом возрасте: «Что нужно изменить, чтобы жить лучше?»

Блок: 9/12 | Кол-во символов: 498
Источник: https://notagram.ru/stadii-razvitiya-lichnosti-etapy-stanovleniya-nashego-ya/

Фаза 8: от 27 до 35 лет

В этом периоде мы впервые сталкиваемся с кризисом среднего возраста. Наш гормональный фон падает, нам не хватает тех ярких ощущений и красок, которые были в бурной молодости. Именно в этот промежуток мы пытаемся занять себя чем-то новым. Либо идем по деструктивному пути: находим новые опасные увлечения, рушим семьи ради новой любви. Вопрос, который больше всего волнует нас: «Что нужно сделать, чтобы все изменить?»

Блок: 10/12 | Кол-во символов: 442
Источник: https://notagram.ru/stadii-razvitiya-lichnosti-etapy-stanovleniya-nashego-ya/

Вывод


Итак, мы рассмотрели этапы развития личности по разным критериям и затронули истоки формирования личности. Важно понять: независимо от нашего положения на данный момент, всегда есть возможность двигаться вперед и не простаивать время, которое с легкостью можно направить на хорошие дела. Будь то самопознание или развитие собственного бизнеса, построение карьеры или творчества, — используйте все необходимые инструменты и добивайтесь успехов вместе с проектом Саморазвития и Самопознания.

Блок: 11/11 | Кол-во символов: 497
Источник: https://salid.ru/stati/ehtapy-razvitiya-lichnosti

Фаза 9: от 35 до 55 лет

Стадии развития личности: этапы становления нашего "Я"

Фото: StockSnap/pixabay

Если мы успешно преодолели все ненастья до 35 лет, то тут мы полностью сосредоточиваемся на себе, в разумном пределе удовлетворяя все свои надобности. Если наша жизнь насыщена и счастлива, то мы не будем ощущать бессмысленность жизни. Некоторым из нас предстоит пережить чувство сопричастности человечеству и заняться очень важными и серьезными делами. Вот почему этот возраст считается «золотым» для политики и любых общественных дел. Наше «Я» говорит нам: «Что я могу изменить вокруг себя?»

Блок: 11/12 | Кол-во символов: 542
Источник: https://notagram.ru/stadii-razvitiya-lichnosti-etapy-stanovleniya-nashego-ya/

Фаза 10: от 55 лет до конца жизни

После 50-летнего рубежа мы совершенно по-другому смотрим на жизнь. Можно сказать, что наша личность окаменела, и мы начинаем подводить некоторые результаты всей своей жизни. Мы анализируем наши успехи и неудачи, стараемся выжать на финальном отрезке жизни максимум. Главное на этом этапе отдыхать морально и физически. Ведь в жизни еще есть столько всего неувиденного. Так что, смело вперед к приключениям!

Фото на превью: freestocks-photos/pixabay

Блок: 12/12 | Кол-во символов: 502
Источник: https://notagram.ru/stadii-razvitiya-lichnosti-etapy-stanovleniya-nashego-ya/

Кол-во блоков: 26 | Общее кол-во символов: 19291
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. https://salid.ru/stati/ehtapy-razvitiya-lichnosti: использовано 8 блоков из 11, кол-во символов 6413 (33%)
  2. https://progressman.ru/2009/08/levelup/: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 3692 (19%)
  3. https://notagram.ru/stadii-razvitiya-lichnosti-etapy-stanovleniya-nashego-ya/: использовано 10 блоков из 12, кол-во символов 4724 (24%)
  4. https://WikiGrowth.ru/razvitie/razvitie-lichnosti/: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 4174 (22%)
  5. https://spravochnick.ru/psihologiya/razvitie_lichnosti_osnovnye_celi_i_zadachi/etapy_i_urovni_razvitiya_lichnosti/: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 288 (1%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *