Адаптация детей-сирот затрагивает вопросы их активного приспособления к жизни в условиях детского дома или приемной семьи. С каждым годом число брошенных детей неуклонно растет, и данная проблема получила особую актуальность.
Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6753-adaptacija-detej-sirot.php
Содержание
Адаптация ребенка в детском доме
Детский дом – это государственное учреждение, которое должно заменить ребенку семью до его совершеннолетия. С помощью педагогов дети учатся адаптироваться к социальной жизни, в которую они вступят после того, как им исполнится 18 лет.
Социальная адаптация детей-сирот заключается в усвоении ими ценностей и норм общества, в котором они живут. Проявления адаптации заключаются во взаимодействии детей, оставленных родителями, с окружающим миром и в их активной деятельности.
Когда говорят о социальной адаптации детей-сирот, обычно под этим понимают сложный комплекс педагогических и воспитательных мер. На самом деле, этот процесс проходит любой ребенок в ходе своего развития.
Адаптация ребенка в детском доме является одним из компонентов социальной защиты. Она предполагает освоение собственной роли в системе общественных отношений. Это достигается путем формирования навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых навыков.
Выделяют следующие этапы адаптации детей в доме ребенка:
- Подготовительный – с момента включения в социальную группу, он связан с социальной диагностикой, определением статуса, ознакомлением с личными особенностями воспитанника;
- Включение в социальную группу – он предполагает помощь в приспособлении к условиям детского дома;
- Усвоение ролей через участие в разнообразной деятельности с накоплением опыта, новых знаний и умений;
- Устойчивое адаптированное состояние, когда дети могут решить практически любую проблему, которая возникает в естественных для них условиях среды.
Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6753-adaptacija-detej-sirot.php
Это интересно: Поздравление парню в прозе: разбираемся по порядку
Цель
Цель программы «Ступени» – развитие социальных навыков, познавательной активности детей-сирот, расширение их контактов с социумом.
Источник: https://psy.su/psyche/projects/1687/
Адаптация приемных детей в семье
Адаптация приемных детей проходит у всех по-разному. Определяющее значение имеют такие факторы, как:
- Возраст попадания в дом ребенка или детский дом;
- Наличие или отсутствие предыдущего опыта жизни в условиях семьи.
Адаптация детей-сирот зависит и от отношения к ним других членов семьи. Желательно, чтобы все относились к приемному ребенку ровно, без излишней эмоциональности, вначале потребуется много терпения и сил. Такие дети склонны предпочитать кого-то одного, проявляя к нему теплые чувства больше, чем к другим членам семьи.
Чем старше возраст, тем труднее происходит адаптация детей-сирот в семье. Особенно тяжело бывает в подростковый период, когда к трудностям адаптации приемных детей добавляются обычные для подростка проблемы. В это время такие дети могут критиковать приемных родителей, обвинять их в своих бедах и плохом настроении, тогда же обычно возникают трудности в общении со сверстниками и первая влюбленность.
Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6753-adaptacija-detej-sirot.php
Социальная значимость проекта
Статистика показывает, что всего порядка 1% выпускников детских домов и школ-интернатов способны создать крепкую семью и состояться профессионально. Около 80% выпускников имеют проблемы с законом, 40% повторяют путь своих родителей и становятся алкоголиками и наркоманами, около 10% в течение нескольких лет после выпуска заканчивают жизнь самоубийством.
Общеизвестно, что воспитанники детских домов существенно отстают от своих сверстников в интеллектуальном, эмоциональном и социальном развитии, причиной чего являются, в частности, отсутствие постоянных и глубоких контактов с социумом, массовый, коллективный характер воспитания, высокая регламентация, монотонность жизни детей-сирот, отсутствие свободы выбора и «свободных зон развития» ребенка.
Преимущества авторской программы «Ступени»:
- Использование передовых методик арт-терапии (рисуночная терапия, игротерапия, драматерапия, музейная терапия и т.д.).
- Комплексность: программа состоит из 4 модулей (интеллектуальное развитие, коммуникативные навыки, культурное развитие, бытовые навыки).
- Учет возрастных особенностей детей: программа рассчитана на 4 возрастные группы (5 – 7, 8 – 11, 12 – 14, 15 – 18 лет).
- Интерактивность и проактивность.
- Ориентация на расширение контактов детей с социумом.
- Возможность мультипликации в других учреждениях для детей-сирот.
Информация о Движении:
Региональное общественное движение «Петербургские родители» — юридически зарегистрированная некоммерческая организация, основанная с 2006-ом году.
Председатель Совета Движения – Уварова Лада Борисовна.
Уставная деятельность Движения – помощь детям, оставшимся без попечения родителей.
На данный момент количество подшефных учреждений более 70 (детские дома, приюты, дома ребенка, детские больницы и школы-интернаты), в них реализуется 14 проектов, направленных на улучшение качества жизни детей-сирот и их устройство в семью.
В 2010 году РОД «Петербургские родители» удостоено первого места в номинации «Добровольчество в некоммерческих неправительственных организациях (НКО)» — лучший проект года.
Содержательные материалы
Ссылки
Рекомендация (или диплом о присвоении автору ученой степени)
Учредитель премии:
|
Оргкомитет конкурса
|
Источник: https://psy.su/psyche/projects/1687/
Трудности детей-сирот в жизни
Согласно статистике, лишь 10% выпускников детских домов успешно адаптируются к реальной жизни в социуме. У 90% из них возникают трудности в том или ином аспекте взаимодействия в обществе.
Наиболее частые затруднения, которые испытывают бывшие сироты:
- Ожидание, что о них кто-то будет заботиться, надежда на помощь со стороны;
- Неразвитое должное отношение к трудовой деятельности, отсутствие осмысленной заинтересованности в труде;
- Отсутствие опыта достаточной ответственности;
- Искаженные представления о семье и жизни в ней;
- Недостаточные навыки самопрезентации, связанные с неумением следить за своим внешним видом;
- Неумение грамотно и четко излагать свои мысли;
- Финансовая безграмотность, безответственное отношение к деньгам, неумение планировать свои траты;
- Правовая и юридическая безграмотность;
- Информационная бедность ума из-за замкнутости и ограниченности условий детского дома и др.
Все эти знания обычные дети получают естественно, живя в условиях семьи. Из-за недостаточной самооценки дети-сироты часто не могут выбрать учебное заведение для овладения профессией и трудятся на низкоквалифицированных работах. Задача педагогов и приемных родителей – обеспечить максимально безопасную и безболезненную адаптацию детей-сирот.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6753-adaptacija-detej-sirot.php
Это интересно: 9 ошибок которые совершают женщины — во всех подробностях
Основные направления социализации детей-сирот
Многолетний опыт работы и наблюдений можно выявить основные направления социализации, которые необходимо проводить с будущими выпускниками интернатов:
- Основная работа в процессе в процессе социализации сирот должна проводиться в направлении формирование адекватного представления о семье и ее членов, а также взаимоотношениях внутри семьи. Здесь прекрасно подойдут сюжетно-ролевые игры, либо ситуативные беседы, проводимые за круглыми столами и занятия, конференции по самым интимным темам, которые зачастую замалчиваются педагогами. Сюда входят вопросы по взаимоотношению полов в семье, по распределению ролей мужчины и женщины. В процессе такой игры подростки могут обсуждать самые открытые вопросы, которые наиболее волнительны.
- Крайне важным является формирование основ правосознания и правовой культуры. Выпускник должен понимать необходимость соблюдения закона и последствия неотвратимости наказания в случае его нарушения. Необходимо повышать уровень ориентированности детей в основных вопросах их прав и льгот, а также обязанности, которые они должны соблюдать в современном обществе, о том, что необходимо координировать свои действия в зависимости от того, в какой ситуации он находится, необходимо развивать умение отстаивать свои права, в случае если их не соблюдают.
- Развитие коммуникативной компетентности также является приоритетным направлением развития детей-сирот, в том числе освоение различных форм и методов общения. Необходимо прививать осознание своих возможностей в той или иной области для успешной реализации себя в обществе в качестве профессионала. Педагог должен уделять особое внимание межличностному отношению в группах с целью помощи оценки ситуации в коллективе среди воспитанников. Таким образом, можно привить грамотно организованную и регулярно проводимую диагностику, которую должны проделывать воспитанники еще в стенах интерната.
- Также важным пунктом в обучении подростков является возможность детьми видеть ситуацию подбирать такие способы поведения, в различных обстоятельствах, которые будут наиболее приемлемы. Необходимо формирование главных навыков умение управлять своим эмоциональным состоянием, вырабатывать определенную жизненную позицию. С этой целью, необходимо проводить тренинги и упражнения различного вида, в том числе творческие задания и работа в группе, совместный труд, проведение ситуативных бесед, в процессе которых учащиеся может раскрывать свои способности, показывать себя, с другой стороны.
Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_adaptaciya/socialnaya_adaptaciya_detey-sirot/
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6753-adaptacija-detej-sirot.php: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 4108 (31%)
- https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnaya_adaptaciya/socialnaya_adaptaciya_detey-sirot/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 6032 (46%)
- https://psy.su/psyche/projects/1687/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 2974 (23%)