Психологические особенности общения — читайте все нюансы

В практической и теоретической психологии имеется отдельный раздел, посвященный проблемам коммуникации. В настоящий момент в связи с быстрым развитием современных информационных технологий проблема живого общения становится особенно актуальной, ведь оно все чаще подменяется перепиской в интернете. Известно, что многие успешные люди совершенно не умеют находить общий язык с окружающими. Чаще всего это происходит из-за недостатка практического опыта.


Люди общаются не только для пользы, но и для удовольствия

Блок: 1/8 | Кол-во символов: 512
Источник: https://srazu.pro/teoriya/psixologiya-obshheniya.html

Îáùåíèå êàê îäíî èç íàèáîëåå íåîáõîäèìûõ óñëîâèé ñóùåñòâîâàíèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâà. Îñíîâíûå ñïîñîáû ïîâûøåíèÿ ýôôåêòà ðå÷åâîãî âîçäåéñòâèÿ. Õàðàêòåðèñòèêà êëþ÷åâûõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ôàêòîðîâ, ñïîñîáñòâóþùèõ óñòàíîâëåíèþ êîììóíèêàòèâíîãî êîíòàêòà

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ââåäåíèå

Îáùåíèå — îäíî èç íàèáîëåå íåîáõîäèìûõ óñëîâèé ñóùåñòâîâàíèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî îáùåñòâà. Åãî ôîðìû è âèäû ÷ðåçâû÷àéíî ìíîãîîáðàçíû: îò ñëó÷àéíîãî è àíîíèìíîãî îáìåíà ðåïëèêàìè â îáùåñòâåííîì òðàíñïîðòå äî çàäóøåâíîãî ðàçãîâîðà ñ áëèçêèì ÷åëîâåêîì.

Îáùàåìñÿ ìû âñåãäà. Äàæå êîãäà ãðóñòèì â îäèíî÷åñòâå, ìû âåäåì äèàëîã ñ âîîáðàæàåìûì ñîáåñåäíèêîì; äàæå êîãäà îòâîðà÷èâàåìñÿ îò ñëó÷àéíîãî ïîïóò÷èêà ìû «ãîâîðèì» åìó: «Òû ìíå íå èíòåðåñåí».

Íàø âåê õàðàêòåðèçóåòñÿ ñêîïëåíèåì îãðîìíîãî ÷èñëà ëþäåé â áîëüøèõ ãîðîäàõ, èçáûòî÷íîñòüþ è ïðèíóäèòåëüíîñòüþ åæåäíåâíûõ êîíòàêòîâ.  òàêèõ ñëó÷àÿõ àíîíèìíîñòü âûñòóïàåò â ðîëè ùèòà, ïðåäîõðàíÿþùåãî ïñèõèêó ÷åëîâåêà îò ýìîöèîíàëüíûõ ïåðåãðóçîê.

 òî æå âðåìÿ ðîëü áåçûìÿííîãî âèíòèêà ïåðåñòàåò óäîâëåòâîðÿòü ÷åëîâåêà, âñå ñèëüíåå è íàñòîé÷èâåå çàÿâëÿåò î ñåáå ïîòðåáíîñòü â íåôîðìàëüíûõ, «ñåðäå÷íûõ» êîíòàêòàõ. È òîãäà âäðóã îêàçûâàåòñÿ, ÷òî ñòðåìÿñü ê êîíòàêòó, ìû íå â ñîñòîÿíèè åãî óñòàíîâèòü è ïîääåðæàòü, òî åñòü îáíàðóæèâàåòñÿ «êîììóíèêàòèâíàÿ áåñïîìîùíîñòü» (À.Á. Äîáðîâè÷).

Ñâîåãî ðîäà áåñïîìîùíîñòü ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ è â ñôåðå äåëîâîãî îáùåíèÿ. Åñëè âî âðåìÿ ïåðåãîâîðîâ âàì íå óäàåòñÿ óáåäèòü ñâîèõ ïàðòíåðîâ, åñëè ðâóòñÿ äåëîâûå ñâÿçè, åñëè îñëîæíèëèñü îòíîøåíèÿ ñ íà÷àëüñòâîì èëè âîçíèêëè êîíôëèêòû ñ ïîä÷èíåííûìè — ýòî ãîâîðèò î íàëè÷èè êîììóíèêàòèâíûõ ïðîáëåì.

Îáùåíèå ìåæäó ñóïðóãàìè â ñåìüå, ìåæäó ðîäèòåëÿìè è äåòüìè òàêæå òðåáóåò â íåìàëîé ñòåïåíè îïðåäåëåííûõ êîììóíèêàòèâíûõ íàâûêîâ.

Ðàçðåøåíèå êîììóíèêàòèâíûõ ïðîáëåì ïðåäñòàâëÿåò îñîáûé èíòåðåñ äëÿ ïðåäñòàâèòåëåé òàê íàçûâàåìûõ «êîììóíèêàòèâíûõ» ïðîôåññèé: ïîëèòè÷åñêèõ äåÿòåëåé, ðóêîâîäèòåëåé ðàçíîãî ðàíãà, ìåíåäæåðîâ, ïåäàãîãîâ, âðà÷åé, ñîöèàëüíûõ ðàáîòíèêîâ, þðèñòîâ, æóðíàëèñòîâ è ìíîãèõ äðóãèõ.

Èñòî÷íèêàìè êîììóíèêàòèâíîé êîìïåòåíòíîñòè ÿâëÿþòñÿ: âðîæäåííûå îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè, âîñïèòàíèå, æèçíåííûé îïûò, îáùàÿ ýðóäèöèÿ è ñïåöèàëüíûå ìåòîäû îáó÷åíèÿ.

1. Ôóíêöèè è ñïåöèôèêà îáùåíèÿ

×åëîâåê ñòàíîâèòñÿ ëè÷íîñòüþ â ðåçóëüòàòå âçàèìîäåéñòâèÿ è îáùåíèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè. Îáùåíèå — ñëîæíûé, ìíîãîïëàíîâûé ïðîöåññ óñòàíîâëåíèÿ è ðàçâèòèÿ êîíòàêòîâ ìåæäó ëþäüìè, ïîðîæäàåìûé ïîòðåáíîñòüþ â ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè è âêëþ÷àþùåé â ñåáÿ îáìåí èíôîðìàöèåé, âûðàáîòêó åäèíîé ñòðàòåãèè âçàèìîäåéñòâèÿ, âîñïðèÿòèÿ è ïîíèìàíèÿ ïàðòíåðà ïî îáùåíèþ. Îáà ðÿäà îòíîøåíèé ÷åëîâåêà: è îáùåñòâåííûå è ìåæëè÷íîñòíûå ðåàëèçóþòñÿ èìåííî â îáùåíèè.

Ââèäó ñëîæíîñòè è åìêîñòè ôåíîìåíà îáùåíèÿ òîëêîâàíèå ýòîãî ïîíÿòèÿ çàâèñèò îò èñõîäíûõ òåîðåòè÷åñêèõ è êðèòåðèàëüíûõ îñíîâàíèé.  ñàìîì îáùåì âèäå îáùåíèå âûñòóïàåò êàê ôîðìà æèçíåäåÿòåëüíîñòè. Åãî ñîöèàëüíûé ñìûñë ñîñòîèò â òîì, ÷òî îíî âûñòóïàåò ñðåäñòâîì ïåðåäà÷è ôîðì êóëüòóðû è îáùåñòâåííîãî îïûòà.

Ñïåöèôèêà îáùåíèÿ îïðåäåëÿåòñÿ òåì, ÷òî â åãî ïðîöåññå ñóáúåêòèâíûé ìèð îäíîãî ÷åëîâåêà ðàñêðûâàåòñÿ äëÿ äðóãîãî.  îáùåíèè ÷åëîâåê ñàìîîïðåäåëÿåòñÿ, îáíàðóæèâàÿ ñâîè èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè. Ïî ôîðìå âçàèìîäåéñòâèé ìîæíî ñóäèòü î êîììóíèêàòèâíûõ óìåíèÿõ è ÷åðòàõ õàðàêòåðà ÷åëîâåêà ïî ñïåöèôèêå îðãàíèçàöèè ðå÷åâîãî ñîîáùåíèÿ îá îáùåé êóëüòóðå è ãðàìîòíîñòè.

Ïîíÿòèå îáùåíèÿ áëèçêî ñîîòíîñèòñÿ ñ ïîíÿòèåì êîììóíèêàöèè. Àêò îáùåíèÿ àíàëèçèðóåòñÿ è îöåíèâàåòñÿ ïî ñëåäóþùèì êîìïîíåíòàì:

— àäðåñàò — ñóáúåêò îáùåíèÿ;

— àäðåñàò — êîìó íàïðàâëåíî ñîîáùåíèå;

— ñîîáùåíèå — ïåðåäàâàåìîå ñîäåðæàíèå;

— êîä — ñðåäñòâà ïåðåäà÷è ñîîáùåíèÿ, êàíàë ñâÿçè;

— ðåçóëüòàò — òî, ÷òî äîñòèãíóòî â èòîãå ñîîáùåíèÿ.

Ïî êðèòåðèþ öåëè îáùåíèÿ âûäåëÿþòñÿ âîñåìü ôóíêöèé îáùåíèÿ:

— êîíòàêòíàÿ, öåëü êîòîðîé — óñòàíîâëåíèå êîíòàêòà êàê ñîñòîÿíèÿ îáîþäíîé ãîòîâíîñòè ê ïðèåìó è ïåðåäà÷å ñîîáùåíèé è ê ïîääåðæàíèþ âçàèìîñâÿçè â âèäå ïîñòîÿííîé âçàèìîîðèåíòèðîâàííîñòè;

— èíôîðìàöèîííàÿ, öåëü êîòîðîé — îáìåí èíôîðìàöèÿìè, à òàêæå îáìåí ìíåíèÿìè, çàìûñëàìè, ðåøåíèÿìè è ïðî÷åå;

— ïîáóäèòåëüíàÿ, öåëü êîåé — ñòèìóëÿöèÿ àêòèâíîñòè ïàðòíåðà äëÿ íàïðàâëåíèÿ åãî íà âûïîëíåíèå îïðåäåëåííûõ äåéñòâèé;

— êîîðäèíàöèîííàÿ, öåëü êîòîðîé — âçàèìíîå îðèåíòèðîâàíèå è ñîãëàñîâàíèå äåéñòâèé ïðè îðãàíèçàöèè äåÿòåëüíîñòè ñîâìåñòíîé;

— ôóíêöèÿ ïîíèìàíèÿ, öåëü êîòîðîé — íå òîëüêî àäåêâàòíîå âîñïðèÿòèå è ïîíèìàíèå ñìûñëà ñîîáùåíèÿ, íî è âçàèìíîå ïîíèìàíèå — íàìåðåíèé, óñòàíîâîê, ïåðåæèâàíèé, ñîñòîÿíèé è ïðî÷åå;

— àìîòèâíàÿ, öåëü êîòîðîé — âîçáóæäåíèå â ïàðòíåðå íóæíûõ ýìîöèîíàëüíûõ ïåðåæèâàíèé, à òàêæå èçìåíåíèå ñ åãî ïîìîùüþ ñâîèõ ïåðåæèâàíèé è ñîñòîÿíèé;

— ôóíêöèÿ óñòàíîâëåíèÿ îòíîøåíèé, öåëü êîòîðîé- îñîçíàíèå è ôèêñàöèÿ ñâîåãî ìåñòà â ñèñòåìå ðîëåâûõ, ñòàòóñíûõ, äåëîâûõ, ìåæëè÷íîñòíûõ è ïðî÷èõ ñâÿçåé ñîîáùåñòâà, â êîåì äåéñòâóåò èíäèâèä;

— ôóíêöèÿ îêàçàíèÿ âëèÿíèÿ, öåëü êîòîðîé — èçìåíåíèå ñîñòîÿíèÿ, ïîâåäåíèÿ, ëè÷íîñòíî-ñìûñëîâûõ îáðàçîâàíèé ïàðòíåðà, â òîì ÷èñëå åãî íàìåðåíèé, óñòàíîâîê, ìíåíèé, ðåøåíèé, ïðåäñòàâëåíèé, ïîòðåáíîñòåé, äåéñòâèé, àêòèâíîñòè è ïðî÷åå.

2. Ñòðóêòóðà îáùåíèÿ

Ó÷èòûâàÿ ñëîæíîñòü îáùåíèÿ, íåîáõîäèìî êàêèì-òî îáðàçîì îáîçíà÷èòü åãî ñòðóêòóðó, ÷òîáû çàòåì âîçìîæåí áûë àíàëèç êàæäîãî åãî ýëåìåíòà.  îáùåíèè âûäåëÿþò òðè âçàèìîñâÿçàííûõ ñòîðîíû. Ýòî íàèáîëåå îáîáùåííàÿ êëàññèôèêàöèÿ:

Êîììóíèêàòèâíàÿ ñòîðîíà ñîñòîèò â îáìåíå èíôîðìàöèåé ìåæäó ëþäüìè; íî ýòî íå ïðîñòî ïåðåäà÷à èíôîðìàöèè, íî è åå ôîðìèðîâàíèå, óòî÷íåíèå, ðàçâèòèå. Êàæäûé ó÷àñòíèê ïðåäïîëàãàåò àêòèâíîñòü òàêæå è â ñâîåì ïàðòíåðå, îí íå ìîæåò åãî ðàññìàòðèâàòü êàê íåêèé îáúåêò. Äðóãîé ó÷àñòíèê òîæå êàê ñóáúåêò ñîîòâåòñòâåííî íàïðàâëÿåò åìó èíôîðìàöèþ, íà íåãî íåîáõîäèìî îðèåíòèðîâàòüñÿ, òî åñòü àíàëèçèðîâàòü åãî öåëè, ìîòèâû, óñòàíîâêè.

Òî åñòü êàê èíòåðñóáúåêòèâíûé ïðîöåññ. Íî â ýòîì ñëó÷àå íóæíî ïîëàãàòü, ÷òî â îòâåò íà ïîñëàííóþ èíôîðìàöèþ áóäåò ïîëó÷åíà íîâàÿ èíôîðìàöèÿ, èñõîäÿùàÿ îò äðóãîãî ïàðòíåðà, ïðè òîì çíà÷èìàÿ èíôîðìàöèÿ.

Êîììóíèêàòèâíîå âëèÿíèå âîçìîæíî ëèøü òîãäà, êîãäà ÷åëîâåê, íàïðàâëÿþùèé èíôîðìàöèþ (êîììóíèêàòîð) è ÷åëîâåê, ïðèíèìàþùèé åå (ðåöèïèåíò) îáëàäàþò åäèíîé èëè ñõîäíîé ñèñòåìîé êîäèðîâàíèÿ è äåêîäèðîâàíèÿ, òî åñòü ãîâîðÿò «íà îäíîì ÿçûêå». Ýòî îñîáî âàæíî, ïîòîìó ÷òî êîììóíèêàòîð è ðåöèïèåíò ïîñòîÿííî â õîäå ïðîöåññà ìåíÿþòñÿ ìåñòàìè. Ó íèõ äîëæíî áûòü îäèíàêîâîå ïîíèìàíèå ñèòóàöèè îáùåíèÿ.

Èíòåðàêòèâíàÿ ñòîðîíà âûðàæàåòñÿ âî âçàèìîäåéñòâèè ïàðòíåðîâ ïðè îðãàíèçàöèè è âûïîëíåíèè ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè. Åñëè êîììóíèêàòèâíûé ïðîöåññ ðîæäàåòñÿ íà îñíîâå íåêîòîðîé ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè, òî îáìåí çíàíèÿìè è èäåÿìè ïî ïîâîäó ýòîé äåÿòåëüíîñòè, íåèçáåæíî ïðåäïîëàãàåò, ÷òî äîñòèãíóòîå âçàèìîïîíèìàíèå ðåàëèçóåòñÿ â íîâûõ ñîâìåñòíûõ ïîïûòêàõ ðàçâèòü äàëåå äåÿòåëüíîñòü, îðãàíèçîâàòü åå.

Ó÷àñòèå îäíîâðåìåííî ìíîãèõ ëþäåé â ýòîé äåÿòåëüíîñòè îçíà÷àåò, ÷òî êàæäûé äîëæåí âíåñòè ñâîé îñîáûé âêëàä â íåå, ÷òî ïîçâîëÿåò èíòåðïðåòèðîâàòü âçàèìîäåéñòâèå êàê îðãàíèçàöèþ ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè.  õîäå åå äëÿ ó÷àñòíèêîâ âàæíî íå òîëüêî îáìåíèâàòüñÿ èíôîðìàöèåé, íî è ñïëàíèðîâàòü ñîâìåñòíóþ äåÿòåëüíîñòü. Èññëåäîâàíèÿìè óñòàíîâëåíû òàêèå âèäû âçàèìîäåéñòâèÿ êàê ñîäðóæåñòâî, êîíêóðåíöèÿ è êîíôëèêò.

Ïåðöåïòèâíàÿ ñòîðîíà âûðàæàåòñÿ â âîñïðèÿòèè îäíèì ïàðòíåðîì ïî îáùåíèþ äðóãîãî ïàðòíåðà.  îòå÷åñòâåííî ëèòåðàòóðå â êà÷åñòâå ñèíîíèìà «âîñïðèÿòèå äðóãîãî ÷åëîâåêà» óïîòðåáëÿåòñÿ âûðàæåíèå «ïîçíàíèå äðóãîãî ÷åëîâåêà». Ýòî áîëåå øèðîêîå ïîíèìàíèå òåðìèíà îáóñëîâëåíî èññëåäîâàíèÿìè ñïåöèàëüíûõ ÷åðò âîñïðèÿòèÿ ñîöèàëüíûõ îáúåêòîâ ê êîòîðûì îòíîñèòñÿ âîñïðèÿòèå íå òîëüêî ôèçè÷åñêèõ õàðàêòåðèñòèê îáúåêòà, íî è «ïîâåäåí÷åñêèõ» õàðàêòåðèñòèê, òî åñòü ôîðìèðîâàíèå ïðåäñòàâëåíèé î åãî íàìåðåíèÿõ, ìûñëÿõ, ñïîñîáíîñòÿõ, ýìîöèÿõ, óñòàíîâêàõ.

3. Ñðåäñòâà îáùåíèÿ

Ñðåäñòâàìè îáùåíèÿ ÿâëÿþòñÿ ðàçëè÷íûå çíàêîâûå ñèñòåìû. Ïðåæäå âñåãî:

Ðå÷ü, ÿçûê, îòíîñÿùèåñÿ ê âåðáàëüíûì ñðåäñòâàì îáùåíèÿ. Ïðè ïîìîùè ðå÷è îñóùåñòâëÿåòñÿ êîäèðîâàíèå è äåêîäèðîâàíèå èíôîðìàöèþ. Äëÿ êîììóíèêàòîðà ñìûñë èíôîðìàöèè ïðåäøåñòâóåò ïðîöåññó êîäèðîâàíèÿ (âûñêàçûâàíèÿ), òàê êàê îí ñíà÷àëà èìååò îïðåäåëåííûé çàìûñåë, à çàòåì âîïëîùàåò åãî â ñèñòåìó çíàêîâ. Äëÿ «ñëóøàþùåãî» ñìûñë ïðèíèìàåìîãî ñîîáùåíèÿ ðàñêðûâàåòñÿ îäíîâðåìåííî ñ äåêîäèðîâàíèåì. Èãðàþò âàæíóþ ðîëü òî÷íîñòü óïîòðåáëåíèÿ ñëîâà, åãî âûðàçèòåëüíîñòü è äîõîä÷èâîñòü, ïðàâèëüíîñòü ïðîèçíîøåíèÿ çâóêîâ, ñëîâ.

Ñëîâà è ïðàâèëà èõ óïîòðåáëåíèÿ åäèíû äëÿ âñåõ ãîâîðÿùèõ íà äàííîì ÿçûêå. Åñëè ìû ãîâîðèì» êíèãà», òî ïîäðàçóìåâàåì, ÷òî íàø ñîáåñåäíèê ñîåäèíÿåò ñ ýòèì ñëîâîì òîæå ïîíÿòèå, ÷òî è ìû. Íî îáúåêòèâíîå çíà÷åíèå ñëîâà ïðåëîìëÿåòñÿ äëÿ ÷åëîâåêà ÷åðåç ïðèçìó åãî ñîáñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè è îáðàçóåò óæå ñâîé ëè÷íîñòíûé «ñóáúåêòèâíûé» ñìûñë, ïîýòîìó ìû íå âñåãäà âåðíî ïîíèìàåì äðóã äðóãà.

Ðå÷åâûå çâóêîâûå ÿâëåíèÿ: èíòîíàöèÿ, ýìîöèîíàëüíàÿ âûðàçèòåëüíîñòü, òåìï ðå÷è (áûñòðûé, ñðåäíèé, çàìåäëåííûé), òåìáð, ðèòì (ðàâíîìåðíûé, ïðåðûâèñòûé). Ñþäà âõîäÿò è íåðå÷åâûå âûðàæåíèÿ: ïàóçû, ñìåõ, ïîêàøëèâàíèÿ, à òàêæå çâóêîâûå íàçàëèçàöèè — «õì-õì», «ý — ý — ý» è äðóãèå.

 ñîöèàëüíîé ïñèõîëîãèè ñóùåñòâóåò áîëüøîå êîëè÷åñòâî ýêñïåðèìåíòàëüíûõ èññëåäîâàíèé, âûÿñíÿþùèõ óñëîâèÿ è ñïîñîáû ïîâûøåíèÿ ýôôåêòà ðå÷åâîãî âîçäåéñòâèÿ. Ñîâîêóïíîñòü îïðåäåëåííûõ ìåð, íàïðàâëåííûõ íà ýòî, ïîëó÷èëà íàçâàíèå «óáåæäàþùåé êîììóíèêàöèè», íà îñíîâå êîòîðîé ðàçðàáàòûâàåòñÿ òàê íàçûâàåìàÿ ýêñïåðèìåíòàëüíàÿ ðèòîðèêà — èñêóññòâî óáåæäåíèÿ ïîñðåäñòâîì ðå÷è.

Ê íåâåðáàëüíîé ñòîðîíå îáùåíèÿ îòíîñèòñÿ:

— âíåøíèå ïðîÿâëåíèÿ ÷åëîâå÷åñêèõ ÷óâñòâ è ýìîöèé, ÷òî ÿâëÿåòñÿ ïðåäìåòîì èçó÷åíèÿ êèíåññèêè. Ýòî ìèìèêà — äâèæåíèå ìûøö ëèöà; æåñòèêóëÿöèÿ — æåñòîâûå äâèæåíèÿ îòäåëüíûõ ÷àñòåé òåëà; ïàíòîìèìèêà — ìîòîðèêà âñåãî òåëà: ïîçû, îñàíêà, ïîêëîíû, ïîõîäêà.

— òåêñèêà — ïðèêîñíîâåíèå â ñèòóàöèè îáùåíèÿ: ðóêîïîæàòèÿ, ïîöåëóè, äîòðàãèâàíèÿ, ïîãëàæèâàíèÿ, îòòàëêèâàíèÿ.

— ïðîêñåìèêà — ñïåöèàëüíàÿ îáëàñòü, çàíèìàþùàÿñÿ íîðìàìè ïðîñòðàíñòâåííî-âðåìåííîé îðãàíèçàöèè îáùåíèÿ; ðàñïîëîæåíèå ëþäåé â ïðîñòðàíñòâå ïðè îáùåíèè: âûäåëÿþò ñëåäóþùèå çîíû äèñòàíöèè â ÷åëîâå÷åñêîì êîíòàêòå:

1. èíòèìíàÿ çîíà (15-45 ñì.), â ýòó çîíó äîïóñêàþòñÿ ëèøü áëèçêèå, õîðîøî çíàêîìûå ëþäè, äëÿ ýòîé çîíû õàðàêòåðíû äîâåðèòåëüíîñòü, íåãðîìêèé ãîëîñ â îáùåíèè, òàêòè÷íûé êîíòàêò, ïðèêîñíîâåíèè.

2. Ëè÷íàÿ èëè ïåðñîíàëüíàÿ çîíà (45-120 ñì.) äëÿ îáûäåííîé áåñåäû ñ äðóçüÿìè è êîëëåãàìè ïðåäïîëàãàåò òîëüêî âèçóàëüíî-çðèòåëüíûé êîíòàêò ìåæäó ïàðòíåðàìè, ïîääåðæèâàþùèìè ðàçãîâîð.

3. Ñîöèàëüíàÿ çîíà (120-400 ñì.) îáû÷íî ñîáëþäàåòñÿ âî âðåìÿ îôèöèàëüíûõ âñòðå÷ â êàáèíåòàõ, ïðåïîäàâàòåëüñêèõ è äðóãèõ ñëóæåáíûõ ïîìåùåíèÿõ, êàê ïðàâèëî, ñ òåìè, êîòîðûõ íå î÷åíü õîðîøî çíàþò.

4. Ïóáëè÷íàÿ çîíà (ñâûøå 400 ñì.) ïîäðàçóìåâàåò îáùåíèå ñ áîëüøîé ãðóïïîé ëþäåé — â ëåêöèîííîé àóäèòîðèè, íà ìèòèíãå è ïðî÷åå.

Ìèìèêà — äâèæåíèå ìûøö ëèöà, — îòðàæàþùàÿ âíóòðåííåå ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå, ñïîñîáíà äàòü èñòèííóþ èíôîðìàöèþ î òîì, ÷òî ïåðåæèâàåò ÷åëîâåê. Ìèìè÷åñêèå âûðàæåíèÿ íåñóò áîëåå 70 % èíôîðìàöèè, òî åñòü ãëàçà, âçãëÿä, ëèöî ÷åëîâåêà ñïîñîáíû ñêàçàòü áîëüøå, ÷åì ïðîèçíåñåííûå ñëîâà. Òàê, çàìå÷åíî, ÷òî ÷åëîâåê ïûòàåòñÿ ñêðûòü ñâîþ èíôîðìàöèþ (èëè ëæåò), åñëè åãî ãëàçà âñòðå÷àþòñÿ ñ ãëàçàìè ïàðòíåðà ìåíåå 1/3 âðåìåíè ðàçãîâîðîâ.

Ëîá, áðîâè, ðîò, ãëàçà, ïîäáîðîäîê — ýòè ÷àñòè ëèöà âûðàæàþò îñíîâíûå ÷åëîâå÷åñêèå ýìîöèè: ñòðàäàíèå, ãíåâ, ðàäîñòü, óäèâëåíèå, ñòðàõ, îòâðàùåíèå, ñ÷àñòüå, èíòåðåñ, ïå÷àëü è ò.ï. Ïðè÷åì ëåã÷å âñåãî ðàñïîçíàþòñÿ ïîëîæèòåëüíûå ýìîöèè: ðàäîñòü, ëþáîâü, òðóäíåå âîñïðèíèìàþòñÿ ÷åëîâåêîì îòðèöàòåëüíûå ýìîöèè — ïå÷àëü, ãíåâ, îòâðàùåíèå. Âàæíî çàìåòèòü, ÷òî îñíîâíóþ ïîçíàâàòåëüíóþ íàãðóçêó â ñèòóàöèè ðàñïîçíàâàíèÿ èñòèííûõ ÷óâñòâ ÷åëîâåêà íåñóò áðîâè è ãóáû.

Æåñòû ïðè îáùåíèè íåñóò ìíîãî èíôîðìàöèè, â ÿçûêå æåñòîâ, êàê è â ðå÷è, åñòü ñëîâà, ïðåäëîæåíèÿ.

 öåëîì ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî îïòèêî-êèíåòè÷åñêàÿ ñèñòåìà áîëåå èëè ìåíåå îò÷åòëèâî âîñïðèíèìàåòñÿ ÷åëîâåêîì, ïðèäàåò îáùåíèþ íþàíñû. Íî ýòè íþàíñû íåîäíîçíà÷íû èç-çà ðàçëè÷èÿ íàöèîíàëüíûõ êóëüòóð. Òàê, åñëè êèâîê ãîëîâîé ó íàñ îçíà÷àåò ñîãëàñèå, òî ó áîëãàð — îòðèöàíèå.

— È, íàêîíåö, «êîíòàêò ãëàçàìè». Ýòîò âèä îáùåíèÿ èäåò ãäå-òî íà èíòóèòèâíîì, ïîäñîçíàòåëüíîì óðîâíå.

4. Ýòàïû îáùåíèÿ

 ïðîöåäóðå îáùåíèÿ âûäåëÿþò ñëåäóþùèå ýòàïû:

1) Ïîòðåáíîñòü â îáùåíèè (íåîáõîäèìî ñîîáùèòü èëè óçíàòü èíôîðìàöèþ, ïîâëèÿòü íà ñîáåñåäíèêà è ò.ï.) ïîáóæäàåò ÷åëîâåêà âñòóïèòü â êîíòàêò ñ äðóãèìè ëþäüìè.

2) Îðèåíòèðîâêà â öåëÿõ îáùåíèÿ, â ñèòóàöèè îáùåíèÿ.

3) Îðèåíòèðîâêà â ëè÷íîñòè ñîáåñåäíèêà.

4) Ïëàíèðîâàíèå ñîäåðæàíèÿ ñâîåãî îáùåíèÿ: ÷åëîâåê ïðåäñòàâëÿåò ñåáå (îáû÷íî áåññîçíàòåëüíî), ÷òî èìåííî ñêàæåò.

5) Áåññîçíàòåëüíî (èíîãäà ñîçíàòåëüíî) ÷åëîâåê âûáèðàåò êîíêðåòíûå ñðåäñòâà, ðå÷åâûå ôðàçû, êîòîðûìè áóäåò ïîëüçîâàòüñÿ, ðåøàåò, êàê ãîâîðèòü, êàê ñåáÿ âåñòè.

6) Âîñïðèÿòèå è îöåíêà îòâåòíîé ðåàêöèè ñîáåñåäíèêà, êîíòðîëü ýôôåêòèâíîñòè îáùåíèÿ íà îñíîâå óñòàíîâëåíèÿ îáðàòíîé ñâÿçè.

7) Êîððåêòèðîâêà íàïðàâëåíèÿ, ñòèëÿ, ìåòîäîâ îáùåíèÿ.

Åñëè êàêîå-ëèáî èç çâåíüåâ àêòà îáùåíèÿ íàðóøåíî, òî ãîâîðÿùåìó íå óäàåòñÿ äîáèòüñÿ îæèäàåìûõ ðåçóëüòàòîâ îáùåíèÿ — îíî îêàæåòñÿ íåýôôåêòèâíûì. Ýòè óìåíèÿ íàçûâàþò «ñîöèàëüíûì èíòåëëåêòîì», «ïðàêòè÷åñêè-ïñèõîëîãè÷åñêèì óìîì», «êîììóíèêàòèâíîé êîìïåòåíòíîñòüþ», «êîììóíèêàáåëüíîñòüþ».

5. Áàðüåðû îáùåíèÿ

Ïîä áàðüåðàìè îáùåíèÿ ïîäðàçóìåâàþò òå ìíîãî÷èñëåííûå ôàêòîðû, êîòîðûå ñëóæàò ïðè÷èíîé êîíôëèêòîâ èëè ñïîñîáñòâóþò èì. Âåäü ó ïàðòíåðîâ ïî îáùåíèþ ÷àñòî ðàçíûå, à íåðåäêî è ïðîòèâîïîëîæíûå æåëàíèÿ, ñòðåìëåíèÿ, õàðàêòåðû, ðàçíîå ñàìî÷óâñòâèå.

×òîáû óñïåøíî ïðåîäîëåòü òàêèå ïñèõîëîãè÷åñêèå áàðüåðû, ñëåäóåò âîîðóæèòüñÿ ýëåìåíòàðíûìè çíàíèÿìè î ñóùíîñòè õàðàêòåðîâ, ïîòðåáíîñòåé, óñòàíîâîê.

Ïîä ïîòðåáíîñòÿìè ïîäðàçóìåâàþò ñòðåìëåíèå ê òåì óñëîâèÿì, áåç êîòîðûõ íåâîçìîæíî ïîääåðæèâàòü ñâîå íîðìàëüíîå ôèçè÷åñêîå è ïñèõè÷åñêîå ñîñòîÿíèå. Ïîòðåáíîñòü — ýòî îñîçíàííîå è ïåðåæèâàåìîå ÷åëîâåêîì ñîñòîÿíèå íóæäû â ÷åì-ëèáî. Èõ ÷åëîâåê ìîæåò ñôîðìóëèðîâàòü, äëÿ ðåàëèçàöèè èõ îí íàìå÷àåò ïëàí äåéñòâèé.

Óñòàíîâêà — ñôîðìèðîâàâøàÿñÿ â ÷åëîâåêå íåîñîçíàííàÿ ãîòîâíîñòü ê îïðåäåëåííîìó ïîâåäåíèþ, ãîòîâíîñòü ê ïîëîæèòåëüíî èëè îòðèöàòåëüíî ðåàãèðîâàòü íà òå èëè èíûå ñîáûòèÿ, ôàêòû. Óñòàíîâêà ïðîÿâëÿåòñÿ ïðèâû÷íûìè ñóæäåíèÿìè, ïðåäñòàâëåíèÿìè, ïîñòóïêàìè. Îäíàæäû âûðàáîòàííàÿ, îíà îñòàåòñÿ íà áîëåå èëè ìåíåå äëèòåëüíîå âðåìÿ.

Ýòî è åñòü ïðè÷èíû ïëîõîé êîììóíèêàöèè, áàðüåðû îáùåíèÿ, êîòîðûå, åñëè ãîâîðèòü êîðîòêî, âûãëÿäÿò ñëåäóþùèì îáðàçîì:

À) Ñòåðåîòèïû — óïðîùåííûå ìíåíèÿ îòíîñèòåëüíî îòäåëüíûõ ëèö èëè ñèòóàöèé.

Á) «Ïðåäâçÿòûå ïðåäñòàâëåíèÿ» — îòâåðæåíèå âñåãî, ÷òî íå ñîîòâåòñòâóåò ñîáñòâåííûì âçãëÿäàì.

Â) Âðàæäåáíîå îòíîøåíèå ê ñîáåñåäíèêó (èëè ñîáåñåäíèêà ê âàì) ñîçäàåò òðóäíîñòè â ïðîöåññå óáåæäåíèÿ ÷åëîâåêà.

Ã) Îòñóòñòâèå âíèìàíèÿ, èíòåðåñà ñîáåñåäíèêà, ïîêà òîò íå îñîçíàåò çíà÷åíèÿ èíôîðìàöèè äëÿ ñåáÿ.

Ä) Ïðåíåáðåæåíèå ôàêòàìè, òî åñòü ïðèâû÷êà äåëàòü âûâîäû, çàêëþ÷åíèÿ, ñëåäóÿ èç ïîâåðõíîñòíîé èíôîðìàöèè.

Å) Íåâåðíûé ïîäáîð ñëîâ, íåëîãè÷íîñòü.

Æ) Íåâåðíûé âûáîð ñòðàòåãèè îáùåíèÿ.

6. Ñòðàòåãèè îáùåíèÿ

Ñóùåñòâóþò ñëåäóþùèå ñòðàòåãèè îáùåíèÿ:

— îòêðûòîå — çàêðûòîå îáùåíèå;

— ìîíîëîãè÷åñêîå — äèàëîãè÷åñêîå îáùåíèå;

— ðîëåâîå (èñõîäÿ èç ñîöèàëüíîé ðîëè) — ëè÷íîñòíîå (îáùåíèå «ïî äóøàì»).

Îòêðûòîå îáùåíèå — æåëàíèå è óìåíèå âûðàçèòü ïîëíî ñâîþ òî÷êó çðåíèÿ, ñâîå îòíîøåíèå, èìåþùóþñÿ èíôîðìàöèþ. Èñïîëüçîâàíèå çàêðûòûõ êîììóíèêàöèé îïðàâäàíî â ñëó÷àÿõ:

— åñëè åñòü çíà÷èòåëüíàÿ ðàçíèöà â ñòåïåíè ïðåäìåòíîé êîìïåòåíòíîñòè è áåññìûñëåííî òðàòèòü âðåìÿ è ñèëû íà ïîäíÿòèå êîìïåòåíòíîñòè «íèçêîé ñòîðîíû»;

— â êîíôëèêòíûõ ñèòóàöèÿõ îòêðûòèå ñâîèõ ÷óâñòâ, ïëàíîâ ïðîòèâíèêó íåöåëåñîîáðàçíî. Îòêðûòûå êîììóíèêàöèè ýôôåêòèâíû, åñëè åñòü ñîïîñòàâèìîñòü, íî íå òîæäåñòâåííîñòü ïðåäìåòíûõ ïîçèöèé (îáìåí ìíåíèÿìè, çàìûñëàìè). «Îäíîâðåìåííîå âûñïðàøèâàíèå» — ïîëóçàêðûòàÿ êîììóíèêàöèÿ, â êîòîðîé ÷åëîâåê ïûòàåòñÿ âûÿñíèòü ïîçèöèè äðóãîãî ÷åëîâåêà è â òî æå âðåìÿ íå ðàñêðûâàåò ñâîåé ïîçèöèè. «Èñòåðè÷åñêîå ïðåäúÿâëåíèå ïðîáëåìû» — ÷åëîâåê îòêðûòî âûðàæàåò ñâîè ÷óâñòâà, ïðîáëåìû, îáñòîÿòåëüñòâà, íå èíòåðåñóÿñü òåì, æåëàåò ëè äðóãîé ÷åëîâåê «âîéòè â ÷óæèå îáñòîÿòåëüñòâà», ñëóøàòü «èçëèÿíèÿ».

7. Âèäû îáùåíèÿ

Âûäåëÿþò ñëåäóþùèå âèäû îáùåíèÿ:

À) «Êîíòàêò ìàñîê» — ôîðìàëüíîå îáùåíèå, êîãäà îòñóòñòâóåò ñòðåìëåíèå ïîíÿòü è ó÷èòûâàòü îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè ñîáåñåäíèêà, èñïîëüçóþòñÿ ïðèâû÷íûå ìàñêè (âåæëèâîñòè, ñòðîãîñòè è ò.ï.) — íàáîð âûðàæåíèé ëèöà, æåñòîâ, ñòàíäàðòíûõ ôðàç, ïîçâîëÿþùèõ ñêðûòü èñòèííûå ýìîöèè, îòíîøåíèå ê ñîáåñåäíèêó.

Á) Ïðèìèòèâíîå îáùåíèå, êîãäà îöåíèâàþò äðóãîãî ÷åëîâåêà êàê íóæíûé èëè ìåøàþùèé îáúåêò: åñëè íóæåí, àêòèâíî âñòóïàþò â êîíòàêò, åñëè ìåøàåò — îòòîëêíóò èëè ïîñëåäóþò àãðåññèâíûå ãðóáûå ðåïëèêè. Åñëè ïîëó÷èëè îò ñîáåñåäíèêà æåëàåìîå, òî òåðÿþò ê íåìó äàëüíåéøèé èíòåðåñ è íå ñêðûâàþò ýòîãî.

Â) Ôîðìàëüíî-ðîëåâîå îáùåíèå, êîãäà ðåãëàìåíòèðîâàíû è ñîäåðæàíèå, è ñðåäñòâà îáùåíèÿ è âìåñòî çíàíèÿ ëè÷íîñòè ñîáåñåäíèêà îáõîäÿòñÿ çíàíèåì åãî ñîöèàëüíîé ðîëè.

Ã) Äåëîâîå îáùåíèå, êîãäà ó÷èòûâàþò îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè, õàðàêòåðà, âîçðàñòà, íàñòðîåíèÿ ñîáåñåäíèêà, íî èíòåðåñû äåëà áîëåå çíà÷èìû, ÷åì âîçìîæíûå ëè÷íîñòíûå ðàñõîæäåíèÿ.

Ä) Äóõîâíîå, ìåæëè÷íîñòíîå îáùåíèå äðóçåé, êîãäà ìîæíî çàòðîíóòü ëþáóþ òåìó è íå îáÿçàòåëüíî ïðèáåãàòü ê ïîìîùè ñëîâ, äðóã ïîéìåò âàñ è ïî âûðàæåíèþ ëèöà, äâèæåíèÿì, èíòîíàöèè. Òàêîå îáùåíèå âîçìîæíî òîãäà, êîãäà êàæäûé ó÷àñòíèê èìååò îáðàç ñîáåñåäíèêà, çíàåò åãî ëè÷íîñòü, ìîæåò ïðåäâèäåòü åãî ðåàêöèè, èíòåðåñû, óáåæäåíèÿ, îòíîøåíèå.

Æ) Ìàíèïóëÿòèâíîå îáùåíèå íàïðàâëåíî íà èçâëå÷åíèå âûãîäû îò ñîáåñåäíèêà, èñïîëüçóÿ ðàçíûå ïðèåìû (ëåñòü, çàïóãèâàíèå, îáìàí) â çàâèñèìîñòè îò îñîáåííîñòè ëè÷íîñòè ñîáåñåäíèêà.

Ç) Ñâåòñêîå îáùåíèå. Ñóòü ñâåòñêîãî îáùåíèÿ â åãî áåñïðåäìåòíîñòè, òî åñòü ëþäè ãîâîðÿò íå òî, ÷òî äóìàþò, à òî, ÷òî ïîëîæåíî ãîâîðèòü â ïîäîáíûõ ñëó÷àÿõ; ýòî îáùåíèå çàêðûòîå, ïîòîìó ÷òî òî÷êè çðåíèÿ ëþäåé íà òîò èëè èíîé âîïðîñ íå èìåþò íèêàêîãî çíà÷åíèÿ è íå îïðåäåëÿþò õàðàêòåðà êîììóíèêàöèé.

8. Ôàêòîðû, ñïîñîáñòâóþùèå êîíòàêòó

Óñòàíîâëåíèå êîíòàêòà — ãëàâíàÿ çàäà÷à ïåðâîé ôàçû îáùåíèÿ. Óñòàíîâèòü êîíòàêò — çíà÷èò ñîçäàòü áëàãîïðèÿòíóþ, ðàñïîëàãàþùóþ ê áåñåäå àòìîñôåðó, ïðèâëå÷ü âíèìàíèå, ïîáóäèòü èíòåðåñ ñîáåñåäíèêà ê ñåáå.

Òàê êàêèå æå ôàêòîðû ñïîñîáñòâóþò êîíòàêòó? Ñðåäè ñâîéñòâ õàðàêòåðà ñïåöèàëèñòû îáû÷íî âûäåëÿþò äîáðîæåëàòåëüíîñòü, îòêðûòîñòü, èñêðåííîñòü, èíèöèàòèâíîñòü, óìåíèå áûòü ñîáîé, âåæëèâîñòü, òàêòè÷íîñòü. Ïðî òàêîãî ÷åëîâåêà ãîâîðÿò, ÷òî ó íåãî ëåãêèé õàðàêòåð. À âîò îáëàäàòåëÿ «òÿæåëîãî» õàðàêòåðà ìû õàðàêòåðèçóåì êàê ÷åëîâåêà ãðóáîãî, áåñöåðåìîííîãî, ïðÿìîëèíåéíîãî, íåãèáêîãî, äåìîíñòðàòèâíîãî, âñïûëü÷èâîãî. Òàêèå ëþäè îáû÷íî âûñòóïàþò ïðîâîêàòîðàìè êîíôëèêòîâ.

Îäíàêî õàðàêòåð ýòî ëèøü îäèí èç ôàêòîðîâ, îïðåäåëÿþùèõ ýôôåêòèâíîñòü îáùåíèÿ. Äðóãîé, íå ìåíåå âàæíûé ôàêòîð — ïñèõîëîãè÷åñêàÿ óñòàíîâêà ïî îòíîøåíèþ ê ïàðòíåðó . Èìåÿ ïîëîæèòåëüíóþ óñòàíîâêó ìû îòêðîâåííû è âíèìàòåëüíû. Ïðè íàëè÷èè çàðàíåå çàäàííûõ óñòàíîâîê, îöåíîê è óáåæäåíèé, êîòîðûå èìååì çàäîëãî äî òîãî, êàê ðåàëüíî íà÷àëñÿ ïðîöåññ âîñïðèÿòèÿ è îáùåíèÿ, ìû ñêîðåå íàíåñåì âðåä îáùåíèþ. Ê ÷èñëó óñòàíîâîê, ñïîñîáñòâóþùèõ êîíòàêòó, îòíîñÿòñÿ: îäîáðåíèå, ñàìîîäîáðåíèå, ýìïàòèÿ.

Óñòàíîâêà íà îäîáðåíèå îçíà÷àåò ïðèçíàíèå ïðàâà äðóãîãî ÷åëîâåêà ÷óâñòâîâàòü, äóìàòü è ïîñòóïàòü òàê, êàê îí ñ÷èòàåò äëÿ ñåáÿ âîçìîæíûì. Ïðèíÿòü ëè÷íîñòü äðóãîãî ÷åëîâåêà ñî âñåìè åå íåäîñòàòêàìè è äîñòîèíñòâàìè. Òàêàÿ óñòàíîâêà èñêëþ÷àåò îñóæäåíèå è âðàæäåáíîñòü.  èòîãå óñòàíàâëèâàåòñÿ äîâåðèòåëüíàÿ è íåïðèíóæäåííàÿ àòìîñôåðà. À óñòàíîâêà íà äîáðî áóäåò «íàïèñàíà» íà íàøåì ëèöå: âûðàæåíèå åãî áóäåò ïðèâåòëèâûì è äîáðîæåëàòåëüíûì. Âçãëÿä äîëæåí áûòü íåîöåíî÷íûì, îòêðûòûì.

Óìåíèå íå ïðîñòî ïî÷óâñòâîâàòü, íî è ïðî÷óâñòâîâàòü, êàê ñâîå ñîáñòâåííîå ñîñòîÿíèå ñîáåñåäíèêà íàçûâàþò ýìïàòèåé. Ýòî «äóøåâíî ñî÷óâñòâèå», ïîìîãàþùåå íàì ýìîöèîíàëüíî æèâî îòêëèêíóòüñÿ íà ïðîáëåìû äðóãîãî ÷åëîâåêà.

Îáëåã÷àþò ïðîöåññ «íàñòðîéêè» íà äðóãîãî ÷åëîâåêà «òåõíèêè ïðèñîåäèíåíèÿ». Òàê íàçûâàåìûå ýëåìåíòû ýðèêñîíîâñêîãî ãèïíîçà («ãèïíîç áåç ãèïíîçà»). Åñëè âû õîòèòå ýôôåêòèâíî îáùàòüñÿ, íàó÷èòåñü áûòü êîíãðóýíêòíûìè (ýòî çíà÷èò áûòü ñîçâó÷íûìè) ñâîåìó ïàðòíåðó.

Åñëè ëþäè íàõîäÿòñÿ â ýìîöèîíàëüíîì êîíòàêòå, îíè ñêëîííû èìèòèðîâàòü äâèæåíèÿ, æåñòû, ïîçû, ïîâåäåí÷åñêèå ðåàêöèè äðóã äðóãà.

Ïîýòîìó ñëåäóåò çàíèìàòü òå ïîçû, â êîòîðûõ íàõîäèòñÿ âàø ïàðòíåð, íî íå çàíèìàòüñÿ ÿâíûì êîïèðîâàíèåì, èíà÷å ýòî áóäåò ïîõîæå íà ïåðåäðàçíèâàíèå. Åñëè ñîáåñåäíèê ñèäèò â çàêðûòîé ïîçèöèè, âàì òîæå ñëåäóåò ïðèíÿòü çàêðûòóþ ïîçèöèþ, íî äðóãóþ. Ëó÷øå âñåãî îòçåðêàëèâàòü ìåëêèå äâèæåíèÿ ðóê, ìèìèêè. Ìåëêèå äâèæåíèÿ ìåíåå îñîçíàííû.

Äðóãîé ñïîñîá ïðèñîåäèíåíèÿ — ýòî òåìï. Òåìï ðå÷è, äâèæåíèé. Õîëåðèêà áóäóò ðàçäðàæàòü «çàòîðìîæåííîñòü» ôëåãìàòèêà, è íàîáîðîò, òîðîïëèâîñòü ðå÷è õîëåðèêà ïðîèçâîäèò âïå÷àòëåíèå áàëàáîëêè íà ôëåãìàòèêà.

Íåîáõîäèìî èñêàòü îáùåå ñ ïàðòíåðîì, íàïðèìåð, áåñåäû. Íå ñëåäóåò çàáûâàòü, ÷òî «íè÷òî íå ëàñêàåò òàê íàø ñëóõ êàê çâóê ñîáñòâåííîãî èìåíè», òàê ÷òî íåîáõîäèìî ÷àùå ïðîèçíîñèòü èìÿ ñîáåñåäíèêà.

Ëþäè íåðàâíîäóøíû ê êîìïëèìåíòàì, òàê íàçûâàåìûì «ïîãëàæèâàíèÿì». Òîëüêî êîìïëèìåíò äîëæåí áûòü èñêðåííèì.

Çàâåðøåíèå ëþáîãî àêòà îáùåíèÿ — ëè÷íîãî ðàçãîâîðà, äåëîâîé áåñåäû, ïóáëè÷íîãî âûñòóïëåíèÿ — íå ìåíåå âàæíîå è, ïîæàëóé, íå ìåíåå ñëîæíîå äåëî, ÷åì åãî íà÷àëî.

Çàêîí÷èòü áåñåäó íè÷óòü íå ëåã÷å, ÷åì åå íà÷àòü. Ïîýòîìó âûõîäó èç êîíòàêòà ñëåäóåò óäåëèòü íå ìåíüøå âíèìàíèÿ, ÷åì âñòóïëåíèþ â êîíòàêò.

Çàêëþ÷åíèå

ðå÷åâîé ïñèõîëîãè÷åñêèé êîììóíèêàòèâíûé

Âëàäåòü ïñèõîëîãèåé îáùåíèÿ — çíà÷èò âëàäåòü íàóêîé î ïðàêòè÷åñêîì èñïîëüçîâàíèè ïñèõîëîãè÷åñêèõ ìåõàíèçìîâ îáùåíèÿ äëÿ äîñòèæåíèÿ îïòèìàëüíûõ ðåçóëüòàòîâ â óïðàâëåíèè ëþäüìè, ÷òî òàê âàæíî ëþäÿì îïðåäåëåííûõ ïðîôåññèé. Äà è âñåì íàì íåîáõîäèìû êîììóíèêàòèâíûå íàâûêè â íàøåé ïîâñåäíåâíîé æèçíè.

Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ðàçðàáîòàíî ìíîæåñòâî ìåòîäîâ ïî ïðåîäîëåíèþ áàðüåðîâ, ìåøàþùèõ íîðìàëüíîìó îáùåíèþ. Íàïðèìåð «Ò-ãðóïïû» ñî ñïåöèàëüíûì ïñèõîëîãè÷åñêèì òðåíèíãîì (ÑÏÒ), êóäà âõîäÿò ãðóïïîâûå äèñêóññèè, ðîëåâûå èãðû, ïñèõîãèìíàñòèêà. Âñå ýòî ñïîñîáñòâóåò íîðìàëüíîìó óñòàíîâëåíèþ êîíòàêòîâ ìåæäó ëþäüìè, ñíèìàåò îïðåäåëåííûå êîìïëåêñû íåïîëíîöåííîñòè è ïîìîãàåò íàéòè êîìïðîìèññ â êîíôëèêòíîé ñèòóàöèè.

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

1. Ý. Öâåòêîâ. Òàéíûå ïðè÷èíû ÷åëîâå÷åñêîé ïñèõèêè. Ñàíêò-Ïåòåðáóðã. 2008 ã.

2. Ì.Ê. Òóòóøêèíà. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïîìîùü è êîíñóëüòèðîâàíèå â ïðàêòè÷åñêîé ïñèõîëîãèè. Ñàíêò-Ïåòåðáóðã. 2009 ã.

3. Ñ.Þ. Ãîëîâèí. Ñëîâàðü ïðàêòè÷åñêîãî ïñèõîëîãà. Ìèíñê. 2009 ã.

4. Ýêñïðåññ-ñïðàâî÷íèê äëÿ ñòóäåíòîâ ïî ïñèõîëîãèè. Ðîñòîâ-íà-Äîíó. 2009 ã.

5. Ë.Ä. Ñòîëÿðåíêî. Îñíîâû ïñèõîëîãèè. Ðîñòîâ-íà-Äîíó. 2009 ã.

6. Í.À. Êîçëîâ. Êàê îòíîñèòüñÿ ê ñåáå è ëþäÿì. Ìîñêâà. 2008 ã.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 22236
Источник: https://revolution.allbest.ru/psychology/00465352_0.html

Лекция 10 Разновидности общения: типы, виды и состояния общения


Способы общения представлены теми или иными средствами группового коммуникативного поведения людей (интеграция или дифференциация, дезинтеграция).

Наряду со способами следует различать и разновидности общения. Разновидности общения могут быть проявлением как характера самого общения, так и результатом его предметной направленности .

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 399
Источник: https://forpsy.ru/works/konspekt/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-obscheniya-v-brake/

Разновидности общения

Общение с людьми – процесс, в который активно вовлечены двое или более участников. Специалисты выделяют следующие типы коммуникации:

  • Вербальная (разговор при помощи слов, фраз и предложений на родном или иностранном языке);
  • Невербальная (язык жестов);
  • Письменная речь;
  • Язык знаков и символов.

Когда речь идет о живом общении, обычно подразумевается первый вид коммуникации – непосредственно речевой акт. Однако на практике словесная беседа не может существовать без жестов и знаков, поэтому эти три типа (за исключением письменной речи) следует рассматривать в комплексе. Главная проблема современного общества заключается в том, что письменная речь все чаще заменяет живой разговор, а русский письменный язык, в свою очередь, постепенно упрощается (особенно в социальных сетях и телефонных смс-сообщениях). Из-за этого человеку порой очень трудно описать грамотными словами, то есть вербально выразить, свои ощущения, чувства, эмоции, симпатии и антипатии. Это ведет к взаимному непониманию.

Разговаривать можно и на языке жестов

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 1053
Источник: https://srazu.pro/teoriya/psixologiya-obshheniya.html

Типы общения

Характер общения — это типыобщения. Предметная направленность общения — это виды общения.

Типы общения — это различия в общении по его характеру, т. е. по специфике психического состояния и настроения участников коммуникативного акта; фиксируют относительно стабильные черты.

Типологические разновидности общения носят парный и одновременно альтернативный характер.

1. деловое и игровое;

2. безлично-ролевое и межличностное;

3. духовное и утилитарное;

4. традиционное и инновационное.

Деловое Игровое
  • высокая степень регламентированности и однозначности функций и ролей участников;
  • заранее задано почти все: сценарии отношений, суть выполняемых ими ролей, нормы активности, дистанции отношений, определенность ожидаемых результатов;
  • деловые отношения в системе руководства и подчинения могут носить безличный и личностно-опосредованный характер;
  • если руководитель не имеет интереса к личности подчиненного, то отношения безличные
  • нет жесткости в регламентации отношений;
  • участники могут меняться ролями, результат общения непрогнозируемый;
  • ролевые отношения многозначны;
  • общение не задано заранее и зависит от степени вовлеченности участников игры в ее ход;
  • несет положительный заряд, стимулирующий творческую активность индивида и группы;
  • открывает большой простор для творческой самореализации личности
ролевое межличностное
  • в центре внимания субъектов находятся выполняемые ими в рамках той или иной организации роли и обязанности, степень полноты их реализации, адекватность реагирования на условия и требования, складывающиеся в организации;
  • безличные отношения
  • ключевым аспектом является личность, индивидуальность участников взаимодействия;
  • отношения сфокусированы на личности партнеров;
  • общению присуща непосредственность, естественность
традиционное инновационное
  • регламентировано более жестко, чем ролевое (например, свадебный обряд, где детально предусмотрена вся процедура, весь ритуал, т. е. способ исполнения роли, а не сама роль);
  • цель — сохранение и воспроизводство раз и навсегда заданного стандарта коммуникативного поведения
  • высокая степень психологического раскрепощения мысли и воображения;
  • основа — диалогическое взаимодействие;
  • цель — разрушение любых сложившихся стереотипов и представлений, если они препятствуют достижению нового знания;
  • исключается осуждение и критика выдвигаемых идей
Блок: 3/6 | Кол-во символов: 2338
Источник: https://forpsy.ru/works/konspekt/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-obscheniya-v-brake/

Как учиться разговаривать с людьми

О том, как общаться с людьми, написано много книг. Такая литература всегда пользуется огромным спросом у публики любого пола и возраста.

О том, как научиться с людьми общаться, можно узнать из различных пособий и практических руководств. Основные правила успешной коммуникации предельно просты, постичь их может любой человек, интересующийся этой темой. Для того чтобы стать идеальным собеседником, необходимо:

  • Стать нормальным слушателем, то есть начать проявлять неподдельный интерес к личности партнера;
  • Научиться сочувствовать чужим проблемам и радоваться вместе с другим человеком. Кстати, второе гораздо сложнее первого;
  • Грамотно выражать свои чувства при помощи литературного русского языка;
  • Знать, что именно хочет услышать собеседник, и дать ему то, что он ожидает от разговора, научить партнера чему-то интересному и важному.

Чтобы хорошо общаться, нужно обладать чувством такта, не допускать напряженного тона во время беседы, уметь не замечать промахи и слабости другого человека. Также следует проявлять максимальную деликатность при обсуждении неприятных для собеседника тем или, по возможности, вообще не касаться этих вопросов. Главное – разобраться в том, какие вопросы являются «больными» для партнера.

Эксперты утверждают, что располагает к себе тот, кто жизнерадостен, доброжелателен, не жалуется на свои беды и не учит жизни других. Напротив, человек с самым высоким интеллектуальным уровнем никогда не сможет стать хорошим собеседником, если будет постоянно поучать других и вести себя как зануда.

Уважение и искренний интерес к собеседнику – главное условие удачного разговора

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1635
Источник: https://srazu.pro/teoriya/psixologiya-obshheniya.html

Виды общения


Видыобщения определяются предметной направленностью. Выделяют политическое, религиозное, научное, экономическое и др.

Политическоеобщение, критерием истинности которого являются страсть и азарт борьбы, характеризуется многообразием форм и масштабов, динамичностью, остротой, способностью перерастать и ломать сложившиеся рамки отношений, традиций, институтов. Ему присуща энергетика противоборства, мятежности и непримиримости.

Религиозноеобщение протекает в рамках сложившихся традиционных ритуалов и канонов; присутствует дух смирения и умиротворения; критерием истинности является вера.

При научномобщении доминирует дух разума и стремление к истине, постижению сущности окружающего мира; критерий истинности — аргументы и доказательства.

В экономическомобщении превалирует игра и расчет, риск и взвешенность, дальновидность и азарт, холодный рассудок и влечение к обладанию и богатству.

Необходимо различать специфику общения и по критерию его масштабности: от межличностного до группового, коллективного и массового.

Одной из форм удовлетворения потребности людей в непосредственном эмоциональном контакте, взаимном понимании и сопереживании друг другу является так называемое микрообщение, или преимущественно межличностное общение «лицом к лицу» (face to face).

Варианты микрообщения — диада, триада, небольшая группа, не превышающая численность 10−12 человек .

Основой такого общения является общность интересов, их моральная ценность, но малая группа может быть носителем как межличностных отношений, так и безличных, даже при длительных отношениях (любовь, дружба).

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1589
Источник: https://forpsy.ru/works/konspekt/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-obscheniya-v-brake/

С чего начать обучение грамотной и правильной речи

Как правильно разговаривать с людьми, психологии известно давно. Для этого необходимо иметь хорошо поставленную и максимально понятную речь, четкую дикцию, яркое образное мышление и высокий уровень интеллекта. Чтобы разговаривать правильно, четко, грамотно, рекомендуется:

  • Ежедневно развивать хорошую дикцию при помощи любых скороговорок и легких упражнений на артикуляцию. Если у пациента имеются серьезные проблемы, можно обратиться к логопеду. Эти грамотные специалисты, имеющие большой опыт, успешно работают не только с детьми, но и со взрослыми, в группе и индивидуально;
  • Как можно больше читать, особенно классическую литературу и книги советских писателей, а также самые обычные детские сказки. Такое чтение развивает словарный запас и учит образной речи, в результате человек перестает стесняться;
  • Как можно чаще слушать выступления известных ораторов: политиков, актеров, телевизионных ведущих. Во время прослушивания следует отмечать сильные стороны выступающего и брать на заметку приемы, с помощью которых он удерживает внимание публики длительное время;
  • Разговаривать не только с родными и близкими друзьями, но и с незнакомыми людьми. Например, простейший способ – подойти к человеку и спросить у него точное время, потом завести разговор на любую тему, возможно, попросить совета. Такая тренировка очень эффективна, особенно для излишне спокойных и молчаливых людей.

Также для развития грамотной речи следует вспомнить старую добрую традицию писать бумажные письма. Формулировка мыслей в письменной форме помогает развить устную речь, сделать ее связной и логичной.

Чтобы учиться грамотной речи, нужно как можно чаще слушать хороших ораторов

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1709
Источник: https://srazu.pro/teoriya/psixologiya-obshheniya.html

Социально-психологические особенности общения в браке


Брак и семью отличает очень высокий уровень ожиданий внимания, взаимопонимания, эмоционального контакта, взаимной любви и т. д. Институт брака не предполагает жесткого распределения ответственности, ролей и обязанностей. Психологический эффект рассогласованности между взаимными завышенными ожиданиями и отсутствием четкой системы распределения ролей и обязательств по их подкреплению может привести к конфликту из-за взаимной неудовлетворенности и разочарования.

В отличие от других микрообщностей (работа, учеба), где человеку приходится контролировать свое поведение и следить за внешним видом, домашняя обстановка располагает к уходу от этого напряжения, отдыху, снятию стресса, расслаблению, при этом проявляются не только достоинства, но и недостатки друг друга.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 823
Источник: https://forpsy.ru/works/konspekt/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-obscheniya-v-brake/

Что делать, если стесняешься

Не все знают, как научиться разговаривать с людьми уверенно и четко. В психологии общения с людьми есть понятие «зажатость» – физическое и умственное напряжение во время разговора из-за необоснованной боязни показаться смешным, нелепым или неловким. Статистика утверждает, что этому синдрому подвержено 70% населения планеты. В развитых странах стеснительность встречается чаще и выражена сильнее, чем в развивающихся. Она часто является спутником биполярного расстройства, но характерна и для вполне здоровых людей.

Есть несколько методов преодолеть чрезмерную застенчивость:

  • Безоговорочно принимать собственный темперамент и терпимо относиться к своим недостаткам;
  • Видеть в каждом человека не врага, а друга, учиться доверять, уважать и дружить;
  • Искренне тянуться к окружающим;
  • Найти у себя какой-нибудь интересный талант и стараться чаще демонстрировать его на публике (например, петь, танцевать или рассказывать анекдоты). Это поможет замкнутым юношам и девушкам преодолеть робость и заодно повысить самооценку;
  • Общаться с живыми людьми больше, чем по интернету;
  • Верить в собственную успешность и любить самого себя.

Психологи утверждают, что причиной робости часто бывает сравнение себя с окружающими. В этом случае стоит почаще исследовать свои таланты, тогда причин стесняться просто не будет. Если преодолеть робость все-таки не удалось, интроверту не стоит падать духом. В обществе принято считать застенчивость признаком скромности, а к скромному человеку всегда хорошо относятся, даже если он не умеет грамотно и красиво разговаривать.

Чтобы перестать стесняться и стать успешным, можно искусственно создавать ситуации, требующие умения вести себя смело. Такие краткие практические уроки хорошо помогают преодолеть робость. Например, можно добровольно взять на себя роль тамады на новогоднем празднике или произнести красивую импровизированную речь на Дне рождения руководителя, который празднует юбилей. Это поможет освоить искусство общения и забыть о чрезмерной скромности.

Обсуждение любимой темы поможет справиться с застенчивостью

Внимание! Для того чтобы раскрепоститься во время разговора, застенчивый человек может предложить собеседнику ту тему для обсуждения, в которой хорошо разбирается. Беседа о любимом занятии поможет преодолеть робость, почувствовать собственную значимость и обрести необходимую уверенность.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 2367
Источник: https://srazu.pro/teoriya/psixologiya-obshheniya.html

Состояния общения


В отличие от типологии общения, фиксирующей относительно стабильные его черты, равно как и его видовых вариантов, обусловленных предметной направленностью коммуникативного поведения людей, состояния общения позволяют говорить о таких его свойствах, которые носят печать ситуативности. Состояния и перемены состояний общения связаны, главным образом, с той или иной конкретной ситуацией человеческой жизнедеятельности.

Главным критерием различия состояний общения является понятие его обычности или необычности. Обычность выступает синонимом нормативности или общепринятости. Отступление от обычности может быть в сторону творчества, праздничности, оригинальности или аномальности человеческого общения.

Праздничное общение характеризует приподнятый душевный настрой в отличие от будничного, более ровного настроения.

Необычно и общение политического лидера или артиста с массовой аудиторией; особый накал и напряженность создается у лектора во время общения с аудиторией.

Необычно и состояние спортсмена во время контакта с партнером, соперником, со зрителями. Показательна также экзальтация спортивных болельщиков, которые заражают своим настроением спортсменов. При этом эффект такого воздействия может в высокой степени стимулировать успех выступающего, особенно когда публика на стадионе в едином порыве поощряет фаворита выкрикиванием его имени. В таком случае действуют сразу несколько психологических факторов, взаимно усиливая друг друга. С одной стороны, эффект психического заражения, передающегося от массы к индивиду, с другой — особая значимость стимулирующего влияния имени на человека .

К числу особенностей состояния массового общения на стадионе следует отнести и неизбежную поляризацию эмоций и реакций зрителей, которые болеют за успех победы или поражения разных спортивных команд. Это способно порождать эмоциональную конфронтацию и даже крупные конфликты между разными группами болельщиков. Воздействие может и стимулировать успех, и провоцировать поражение .

Иными словами, состояние человеческого общения — приподнятое или приземленное, возбужденное или подавленное, стимулирующее или дезориентирующее (например, паника) — является не только его существенной качественной характеристикой, но и фактором его изменения, функционирования и развития.

1. Мальковская, И.А. Духовное общение как социальное явление. Автореф. дис. … канд. социол. наук / И.А. Мальковская. — Л., 1977.

2. Поршнев, Б.Ф. Социальная психология и история / Б.Ф. Поршнев. — М., 1979.

3. Социология: хрестоматия. — М., 1997.

4. Станиславский, К.С. Моя жизнь в искусстве / К.С. Станиславский. — М., 1983.

5. Ханин, Ю.Л. Психология общения в спорте / Ю.Л. Ханин. — М., 1980.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 2683
Источник: https://forpsy.ru/works/konspekt/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-obscheniya-v-brake/

Распространенные ошибки

Излишняя навязчивость, как и замкнутость, может оттолкнуть партнера

Во время очной или онлайн беседы даже самые общительные участники коммуникации часто допускают ошибки. Вот самые распространенные из них:

  • Отсутствие невербального контакта с собеседником (разговаривать, не глядя в глаза другому человеку);
  • Слишком тихий, слабый или, наоборот, очень громкий и резкий голос;
  • Манера «засыпать» человека разными вопросами (даже маленькими и невинными) и требовать ответа на каждый из них;
  • Манипуляция людьми;
  • Бесконечные рассказы о себе, особенно о различных болезнях и других проблемах, могут быстро отпугнуть даже самого терпеливого слушателя.

Также ошибку совершает тот, кто настаивает на разговоре, если собеседник испытывает грусть (тоску, расстройство) и явно не хочет продолжать беседу. Психологи утверждают: чем больше человек навязывает свое общество окружающим (даже родственникам) в той или иной ситуации, тем большее отторжение он вызывает.

Не стоит говорить о лицах, отсутствующих в данный момент, даже если хочется сказать о них что-нибудь хорошее. Также в список неподходящих тем для разговора входят семейные и любовные отношения, возрастные вопросы, работа и заработная плата, отношения с начальством. Однако, если собеседник хочет обсудить именно эти вопросы, его следует внимательно выслушать, не давая конкретных ответов.

Не рекомендуется употреблять в речи большое количество профессиональных терминов или иностранных слов, непонятных другим участникам коммуникации. Такой собеседник рискует выглядеть в глазах окружающих человеком, который очень высокого мнения о себе и о своих умственных способностях. Жаргон и сленг тоже под запретом, следует отдавать предпочтение нейтральной разговорной лексике. Разумеется, ни при каких обстоятельствах нельзя произносить бранные слова (мат), особенно в адрес кого-либо. Это очень важное правило поведения. Тот, кто ругается, вряд ли сможет разговорить собеседника.

Внимание! Во время разговора рекомендуется находиться на некотором расстоянии от собеседника. Несоблюдение дистанции может быть расценено партнером как проявление агрессии. Умеренно жестикулировать не возбраняется, но брать другого человека за руку или хлопать его по плечу не стоит.

Для того чтобы учиться легко ладить с окружающими и комфортно чувствовать себя в любой компании, необходимо, прежде всего, расстаться с комплексами. Главное – уверенность в себе и четкая грамотная речь. Хорошо помогают учебники – пособия по искусству общения. Возможно, достичь желаемых результатов получится не сразу, но приложить усилия непременно стоит. Эффективная коммуникация – залог успеха в карьере и личной жизни.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 2656
Источник: https://srazu.pro/teoriya/psixologiya-obshheniya.html

Видео


Блок: 8/8 | Кол-во символов: 6
Источник: https://srazu.pro/teoriya/psixologiya-obshheniya.html
Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 40856
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://revolution.allbest.ru/psychology/00465352_0.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 22236 (54%)
  2. https://srazu.pro/teoriya/psixologiya-obshheniya.html: использовано 8 блоков из 8, кол-во символов 10788 (26%)
  3. https://forpsy.ru/works/konspekt/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-obscheniya-v-brake/: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 7832 (19%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *