Социальные функции семьи: изучаем вопрос


Продолжаем наш цикл полезных статей и сегодня разберем функции семьи как малой социальной группы и как социального института. Тема эта краеугольная. И входит в кодификатор тем КИМ ЕГЭ по обществознанию. 

Уникальность нашего материала в том, что статья написана социологом кратко и понятно. В статье все акценты расставлены верно, так как нужно для подготовки к государственным экзаменам. Поэтому дочитайте ее до конца!

Блок: 1/3 | Кол-во символов: 421
Источник: https://ege59.ru/2019/08/18/funktsii-semi-samaya-sut-s-primerami/

Социальные функции семьи

Функции Содержание
Репродуктивная – воспроизводство себе подобных индивидов. Семья воспроизводит свой род, обеспечивает обществу замену людей.
Социализация – приобщение индивида к обществу.
Экзистенциональная – обеспечение безопасности членам семьи, забота.
Экономическая – базируется на произведение материальных благ и продуктов общими усилиями, поддержание экономической стабильности и удовлетворении потребностей.
Первичный социальный контроль – ценностные и этические нормы поведения внутри семьи в разных сферах жизни.
Рекреативная – защита, усиление, восстановление духовной, физической составляющей индивида.
Социально статусная – приобретение социальных ролей в социуме обеспечивает укрепление общественной структуры.
Досуговая – организация свободного времени в форме развлечения.
Гедонистическая – нужда в заботе, любви, чувстве счастья. 

​​Брак – юридически оформленные отношения между супругами, регулирующие их права и функции в семейном быту. Помимо этого, брак представлен социальным институтом, задающим правила поведения во внутрисемейных отношениях.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1118
Источник: https://bingoschool.ru/manual/92/

Функции семьи как социальной группы


Мало кто понимает, что семья — это не просто понятие, а она существует в двух формах: как малая социальная группа и как социальный институт. Если не знаете, что такое группы и институты, смело переходите по ссылкам и читайте. Потому как дальше без знания этих понятий Вам путь заказан!

Ну так вот, семья как малая группа — это конкретная какая-то семья. Например: семья Ёлкиных, Ивановых и прочие. Сегодня превалируют (господствуют) нуклеарные семьи. И следует различать функции семьи как группы от функций одноименного института.

Итак, вот какие основные из них надо знать:

Репродуктивная. В учебниках ее называют «воспроизводство населения». Тут все просто: цель создания семьи — рождение и воспитание детей. По крайней мере так описано в социологии, психологии и педагогике. Однако вам следует понимать, что это не такая уж и обязательная функция: ведь существует множество семей и бездетных. Люди просто живут друг с другом, потому что им хорошо вместе.

Конечно, таких семей не большинство, но они есть. Кроме того, имейте в виду, что в современном мире существуют однополые семьи, которые биологически не могут никого воспроизводить. Они усыновляют или удочеряют детей из государственных интернатов. Поэтому функция — эта — репродуктивная — вообще спорная в современных реалиях. Не согласны? Напишите в комментариях, почему!

Воспитательная. Воспитание — это непрерывный процесс социально-психологического воздействия семьи на ребенка с целью формирования у него определенных личностных качеств, да и личности в целом. 

Семья, родители, родственники — это основные субъекты воспитания. Понятно, что если дети-сироты, то эту функцию берет на себя государство в  лице интернатов. Тут тоже ничего сложного. Примеров воспитания много. Например, отец Джона Кеннеди был бизнесменом и стравливал своих детей между собой, чтобы воспитать в них бойцовские качества. Его детей так и называли волки-Кеннеди.

Воспитание включает в себя усвоение норм морали, правил этикета и всего остального, что делает нас цивилизованными людьми. Семейный кодекс РФ конкретно не определяет, как именно должно проходить воспитание. Однако в статье 65 четко обозначено, что родители не могут причинять никакого вреда в ходе воспитания, а все вопросы воспитания решаются родителями совместно.

Понятно также, что воспитание зависит от типа семьи. В патриархальной в этом процессе будут задействованы традиции и обычаи, а в нуклеарной — современные представления о морали и нравственности

Социализация. Следует различать воспитание и первичную социализацию детей. Эти понятия соотносятся как частное с общим: воспитание является частью социализации. Последняя длится всю жизнь и включает непрерывное освоение социальных ролей, интеграцию в существующую социальную систему. Семья является агентом социализации, то есть непосредственно участвует в этом процессе. Семьи, которые не в состоянии обеспечить ребенку социализацию называют неблагополучными.

Например, разговоры с ребенком о том, как нужно себя вести с другими людьми, может быть примером социализации. 

Хозяйственная. Она включает в себя реализацию домашних обязанностей членами семьи. Если взрослые члены из-за болезни не могут осуществлять их, то эти функции должны брать на себя младшие члены семьи.

Экономическая. Экономика — это всегда труд и финансы. Это функция прямо вытекает из правового поля и означает в первую очередь, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. А совершеннолетние и трудоспособные дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей. Также к этой функции относятся алименты и прочее. 

Рекреационная. О ней подробно читайте здесь.

Сексуальная. Если честно, я против выделения этой функции как отдельной. Ведь понятно, что естественные потребности удовлетворяются в ходе осуществления репродуктивной функции. А сексуальное воспитание относится к воспитанию. То есть выделять отдельную сексуальную функцию, на мой взгляд, просто бред. Однако в пособиях такое выделение происходит. Хотя в тестах ЕГЭ я ни разу не встречал, чтобы эта функция как-то выделялась. А я, к слову сказать, прорешал все задания ФИПИ ЕГЭ, ответы, кстати, выложены здесь.

Социальный контроль. Это довольно понятная функция. Она заключается в том, что взрослые члены семьи должны выступать агентами социального контроля: делать замечания детям, если их поведение выходит за рамки. Применять способы воспитания, чтобы недопустимого поведения больше не происходило.

Социально-статусная. Семья наделяет своих членов статусами: муж, жена, дочь, сын, брат, сват и пр. Это все социальные статусы, которые подразумевают определенную модель поведения — определенную социальную роль.

Ну и понятно, что мы должны сделать в промежуточном выводе и ответить на вопрос: справляется ли семья как социальная группа с этими всеми функциями. И ответ будет конечно же нет! Я достаточно проработал в сфере образования, чтобы напрямую об этом судить. Семья перекладывает свои функции на другие социальные институты. При этом господствует такое оправдание: мол, я, как родитель работаю, поэтому пусть моего ребенка воспитывают воспитатели в детском саду, или учителя в школе.

Между тем такие родители (коих большинство) забывают одну простую вещь, что ни воспитатели в детском саду, ни учителя в школе не имеют реальных механизмов для воспитания подрастающего поколения. К примеру, ребенок на уроке обозвал учительницу матом. При том, что учитель вполне корректен и так сам на уроках никогда не ругался. Что ему делать? В реальности ничего.

Между тем, ругаясь на уроках в школе (то есть в общественном месте) нецензурной бранью, ребенок нарушает КОАП РФ. Соответственно, он, по закону, или его родители должны быть оштрафованы на сумму административного штрафа за нецезурную брань в общественном месте. Я больше чем уверен, что если бы система работала, мата в школах, да и в других учебных заведениях не было бы вовсе. Для реализации этого достаточно того, чтобы в школе вместо невменяемого вахтера дежурил сотрудник полиции, коих сейчас развелось немерено. 

То есть если ребенок ругается на уроках матом, учительница по кнопке вызова вызывает полицейского и тот выписывает родителям ученика акт об административном правонарушении. И всё. Пара судебных дел с присуждением штрафа и в школе дети будут все культурные и ходить шелковые.

Но это мое личное мнение. А вы что думаете по этому поводу?

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 6358
Источник: https://ege59.ru/2019/08/18/funktsii-semi-samaya-sut-s-primerami/

Типы брака

  • Групповой брак – характеризуется брачными отношениями нескольких мужчин и женщин в первобытные времена.
  • Полигамный брак – отношения одного супруга с несколькими. Полигамия разделяется на: полигиния – отношения оного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – отношения одной женщины с несколькими мужчинами. 
  • Моногамный брак – стандартные брачные союзы между одним мужчиной и одной женщиной. Браки распространены в христианских семьях и демократичных государствах, где распространена практика равенства полов. Моногамный брак менее распространён в мире, чем полигамный.
  • Парный брак – равенство между супругами, в период изменения матриархата на патриархат. Датируется временами варварства.
  • Экзогамный брак – брак, заключающийся согласно традициям, в рамках одного социального слоя, общины. Браки заключаются вне родовой группы.
  • Эндогамный брак – брак, заключающийся согласно традициям в племенах, нациях, кастах.

Выделяют большое количество браков: по любви, по договорённости, гостевой брак и т.д.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1015
Источник: https://bingoschool.ru/manual/92/

Функции семьи как социального института

Семья как социальный институт представляет собой правовое поле из Конституции РФ, Семейного Кодекса РФ, и других нормативно-правовых актов, включая органы опеки и попечительства, ЗАКСы, органы социальной защиты, которые должны регулировать жизнь семьи, как социальной группы.

То есть семья функционирует не в вакууме, а в правовом поле и в поле работы специальных государственных органов. И понятно, что некоторые функции, свойственные для семьи как малой группы не будут те же, что и для социального института.

Вот какие основные такие функции надо знать: 

Социальный контроль. Органы социальной защиты должны постоянно следить за тем, как функционируют семьи в их округе. Понятно, что в каждой стране все по-разному. В Испании, например, если ребенок твой неделю не был в школе, тебя, как родителя, просто лишают родительских прав. Жестко? Зато справедливо. Воспитание — это не только право, но и обязанность родителя. Не воспитываешь? Лишаешься права воспитывать! Также, если не жестче, система работает в США.

Защитная.  Раньше, в древности, в самом деле семья защищала своих членов от вражды и агрессии. Сегодня в цивилизованных странах эта функция целиком ложится на плечи правоохранительных органов и иных таких организаций.

Социализация. Тут не следует путать. Если семья как малая группа должна обеспечить интеграцию ребенка в социум, то семья как социальный контроль осуществляет то же самое с родителями. Правоохранительные органы, органы опеки должны постоянно общаться с родителями и разъяснять им их обязанности. В странах запада есть практика судебного направления к семейному психологу. Если один из родителей имеет алкогольную зависимость, он принудительно отходит на собрания анонимных алкоголиков. То есть система работает. В России, понятно, все шиворот-навыворот, но об этом я и говорить не особо хочу: сами всё знаете!

По сути это все функции семьи как социального института. Но разделять эти вещи жизненно необходимо, если, конечно, ваша цель — высокие баллы на ЕГЭ по обществознанию.

Пишите, что думаете обо всем этом в комментариях! Делитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях!

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 2152
Источник: https://ege59.ru/2019/08/18/funktsii-semi-samaya-sut-s-primerami/

Социальные функции брака

  1. Права супругов закреплены на юридическом уровне по отношению к друг другу и ребёнку;
  2. Сексуальные отношения между супругами регулируются обществом; 
  3. Регулирование хозяйственных взаимоотношений в рамках семьи;
  4. Регулирование взаимоотношений семейной группы и государства;
  5. Приобретение социального статуса и закрепление его на правовом уровне.
Блок: 4/5 | Кол-во символов: 367
Источник: https://bingoschool.ru/manual/92/

Хозяйственно-экономическая функция


Хозяйственно-экономическая функция включает разнообразные аспекты семейной жизни:

  • организация семейного потребления,
  • ведение домашнего хозяйства;
  • планирование и использование семейного бюджета;
  • распределение домашней работы;
  • опека и поддержка над пожилыми плицами и инвалидами.

На осуществление данной функции больше влияние оказывают денежные доходы семьи и социальные гарантии, представляемые государством.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 450
Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/sociologiya_semi_suschnost_obekt_i_predmet_sociologii_semi/funkcii_semi_v_sociologii/

Типологизация семьи

  1. Доминирование в семейных отношениях:
    • Матриархальная семья – главенствующее место занимает женщина. Статус передаётся по женской линии.
    • Патриархальная семья – мужчина занимает доминирующую позицию в семейных отношениях. Женщина выступает собственностью мужа. Статус передаётся по мужской линии.
    • Эгалитарная семья – взаимоотношения построены на равных правах супругов, согласно их занимаемым ролям в обществе.
  2. Сложной семейной структуры:
    • Расширенная семья – семейные отношения, в которых присутствуют люди старшего поколения (прадед, прабабушка и т.д.)
    • Нуклеарная семья – семейные отношения между родителями и детьми в рамках 2 поколений.
  3. Количество детей в семье:
    • Малодетные – один-два ребёнка.
    • Среднедетные – три-четыре ребёнка.
    • Многодетные – пять и более детей.
    • Бездетные – супруги, не имеющие детей.
    • Неполные – представлены одним родителем и ребёнком.

Признаки патриархальной семьи

  • Доминирование родовых интересов над общественными;
  • Экономические интересы се являются фактором заключения брака;
  • Семья состоит из нескольких поколений, живущих в одном месте;
  • Наличие большого количества детей для экономической выгоды;
  • Отсутствие возможности вмешательства в репродуктивные функции женщины (предупреждение или аборт);
  • Отсутствие мобильности поколения;
  • Собственность представлена коллективным владением со стороны мужчин;

В патриархальных семьях не берётся в учёт желания и предпочтений супругов, отношения выстраиваются согласно традициям и обычаям.

Признаки эгалитарной семьи

  • Индивидуальные интересы занимают доминирующую позицию над родовыми;
  • Вступление в брак происходит на личном выборе индивида;
  • Нуклеарная система семьи, состоящая из родителей и детей;
  • Наличие не более 2х детей, связанное с увеличением расходов на содержание, увеличением длительности социализации, иными интересами супругов;
  • Планирование рождаемости;
  • Высокий уровень мобильности, в котором индивид принимает иной социальный статус или меняет место жительства;
  • Равные права в брачных отношениях и равное наследование собственности.

Признаки кризиса современной семьи

  • Поздние браки, объясняющиеся желанием самореализоваться. 
  • Поздние браки влияют на количество детей в семье, в основном это малодетные и бездетные семьи. Это представлено результатом интересов супругов в иных плоскостях жизнедеятельности, нехватку времени на дополнительного ребёнка.
  • Учащение случаев сожительства, ведущих к уменьшению брачности.
  • Повышение случаев разводов, закреплённых в правах человека.
  • В связи с увеличившейся долей разводов – увеличивается процент неполных семей, где воспитанием ребёнка занят один супруг.
  • Лишение родительских прав и отказ женщин от детей приводят к сиротству, детям-беспризорникам.
  • Сиротство негативно влияет на институт семьи, представляясь кризисным явлением. Дети из неполных семей или сироты не могут построить отношения и завести собственную семью. Помимо этого, процент преступников составляют беспризорные и дети-сироты.
  • Отсутствие воспитания ребёнка со стороны отца, связанное с разводами, внебрачными отношениями. Дети перенимают материнскую линию поведения в семье. Происходит увеличение однополых браков.
Блок: 5/5 | Кол-во символов: 3132
Источник: https://bingoschool.ru/manual/92/

Рекреационная функция


Замечание 1

Рекреационная функция позволяет восстанавливать физические и нравственные силы, здоровье членов семьи и их душевное равновесие за счет семейных отношений, базирующихся на любви, взаимопомощи и эмоциональной поддержке. Предоставляет всем членам семьи возможность в психологической разрядке, организации досуга и отдыха.

В современных условиях роста социальных и психологических нагрузок, убыстряющегося ритма жизни, увеличении числа различных стрессовых ситуаций семья играет психотерапевтическую роль.

Исследования показали, что наиболее полно силы восстанавливаются в кругу семьи, при общении с детьми, близкими людьми.

Рекреационные факторы семейной жизни связаны с культурой семейных отношений, что оказывает влияние на стабильность семьи, ее жизнедеятельность, способность существовать как пара.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 835
Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/sociologiya_semi_suschnost_obekt_i_predmet_sociologii_semi/funkcii_semi_v_sociologii/

Социально-статусная функция

Социально-статусная функция обеспечивает предоставление всем членам семьи определенного статуса, воспроизводство ее социальной структуры.

Каждый воспитанный в семье человек обладает рядом статусов:

  • национальность,
  • расовая принадлежность,
  • социальное положение,
  • классовый статус;
  • занимаемое место в сельском или городском укладе жизни и т.д.

Семья должна подготовить ребенка к статусам, принадлежавшим семье, привить соответствующие ценности, интересы, формируя необходимый образ жизни.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 511
Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/sociologiya_semi_suschnost_obekt_i_predmet_sociologii_semi/funkcii_semi_v_sociologii/

Медицинская функция


Медицинская функция, или сохранение физического здоровья чаще всего носит профилактический характер. Функция заключается в

  • соблюдении здорового образа жизни,
  • активном отдыхе,
  • отказе от вредных привычек,
  • проведении оздоровительных мероприятий,
  • усвоении гигиенических навыков.

По медико-социальным факторам выделяют семьи:

  1. дисфункциональные (многодетные, неполные, с детьми-инвалидами, малоимущие);
  2. социопатические (семьи наркоманов и алкоголиков, родители и дети с девиантным поведением, правонарушители).

В таких семьях выше, чем в обычных процент хронических заболеваний.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 592
Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/sociologiya_semi_suschnost_obekt_i_predmet_sociologii_semi/funkcii_semi_v_sociologii/
Кол-во блоков: 12 | Общее кол-во символов: 18444
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://bingoschool.ru/manual/92/: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 5632 (31%)
  2. https://spravochnick.ru/sociologiya/sociologiya_semi_suschnost_obekt_i_predmet_sociologii_semi/funkcii_semi_v_sociologii/: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 3881 (21%)
  3. https://ege59.ru/2019/08/18/funktsii-semi-samaya-sut-s-primerami/: использовано 3 блоков из 3, кол-во символов 8931 (48%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.